РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА И МУНИЦИПАЛЬОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА И МУНИЦИПАЛЬОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Джалилова М.М. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С переходом к институциональной экономике, с повышением роли государственного регулирования происходящих процессов резко возрастает необходимость изучения экономики регионов, обоснования комплексных целевых программ регионального развития. Однако теоретические и методологические проблемы управления ресурсным потенциалом региона и муниципального образования в настоящее время оказались малоизученными и недостаточно описанными в литературе.

Для территории использование ее ресурсного потенциала – это первостепенный вопрос, определяющий не только весь ход ее развития, но и саму способность оставаться целостным элементом производительности сил.1

Под ресурсным потенциалом региона следует понимать совокупность всех видов ресурсов, формирующихся в регионе и которые могут обеспечивать устойчивое повышение качества и уровня жизни населения за счет производства продукции и услуг в условиях эффективного управления территорией.2

В общем виде «потенциал», без определения его видов, представляет собой совокупность средств, запасов, источников, имеющихся в наличии, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения цели.

Стоит отметить, что заслуживает внимания подход Т. Г. Храмцовой к определению потенциала. В ее интерпретации: «потенциал – это не только и не просто количество ресурсов, но и заключенная в них возможность развития системы в заданном направлении. 3

Наиболее полно сущность потенциала отражена в определении, приведенном в Большой советской энциклопедии. В этой связи под потенциалом понимается совокупность средств, запасов, возможностей, использование которых позволяет достичь определенного экономического эффекта.

Можно выделить основные элементы ресурсного потенциала региона, которые необходимо рассматривать при оценке конкретного региона:

1. природно-ресурсный потенциал (запасы минеральных источников, полезных ископаемых, рекреационных и иных видов ресурсов);

2. экономический потенциал (финансовые, трудовые и покупательские возможности региона);

3. инфраструктурный потенциал (коммуникационная и информационная сеть, дорожно-транспортный комплекс и т.д.);

4. интеллектуальный потенциал (накопленный обществом в процессе воспроизводства объем научной информации и объектов культурного наследия, системы производства и т.д.);

5. предпринимательский потенциал (активность населения в форме купли-продажи);

6. инновационно - инвестиционный потенциал (получение новшества от зарождения идеи до ее коммерческой реализации);4

Исходя из определения ресурсного потенциала, можно выделить следующие его структурные элементы необходимые для обеспечения устойчивого развития территорий: финансовые, производственные, природные и трудовые ресурсы.

Объем финансовых ресурсов региона отражает степень его обеспеченности этими ресурсами, которые необходимы для самостоятельного развития финансового потенциала и устойчивого развития территории.

Оценить степень обеспеченности финансовыми ресурсами для самостоятельного развития территории можно по показателям темпа роста: среднедушевых доходов населения, инвестиций в основной капитал, валового регионального продукта на душу населения, доходов консолидированных бюджетов.

Самые высокие показатели темпов роста у Южного федерального округа, кроме доходов в консолидированные бюджеты, но снижение темпов роста данного показателя объясняется строительством объектов Олимпиады, что привело к значительному пополнению региональных бюджетов ЮФО в 2012 г.

Одни из самых низких показателей темпов роста инвестиций в основной капитал в Северо-западном, Сибирском и Дальневосточном федеральном округах, что говорит о наметившейся тенденции к снижению финансового потенциала регионов.

Производственный потенциал можно оценить по двум показателям: ввод в действие и степень износа основных фондов (рис. 1).

«Рисунок 1»

Степень износа основных фондов (на конец 2015 года; (в процентах)

Анализируя данные по степени износа основных фондов, можно отметить, что самый высокий процент износа в Крымском Федеральном округе (КФО) и Уральском Федеральном округе (УФО). Самый низкий показатель у Дальневосточного Федерального округа (ДФО), этот показатель можно объяснить масштабными реконструкциями Приморского края к Саммиту АТЭС, а также открытием дороги федерального значения Хабаровск – Чита. 5

Одним из основных ресурсов природного потенциала является земля. В составе ресурсного потенциала региона земля должна рассматриваться, прежде всего, как фактор производства.

Состав земельных ресурсов определяется категориями земель. Так, например, в регионах Северо-Кавказского и Южного Федерального Округа преобладают земли сельскохозяйственного назначения – почти 80 % от общей площади земель каждого из округов. Эти регионы с ярко выраженной аграрной направленностью. Землями лесного фонда владеют Дальневосточный (80 %) и Сибирский (69 %) Федеральные Округа.

Структура земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения по федеральным округам Российской Федерации на 2016 год

ФО

2009

2016

ЦФО

29 452,8

29 419,4

СЗФО

5543,0

5527.8

ЮФО

29 717,4

29 711,3

СКФО

11 346,7

11 354,1

ПФО

51 309,3

51 304,5

УФО

13 933,6

13 882,9

СФО

49 585,9

49 568,5

ДФО

5183,1

5394,8

КФО

 

13

Как показывают данные, положительная динамика наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе за счет увеличения многолетних насаждений и залежей, а также в Дальневосточном федеральном округе за счет увеличения пашни на территории Амурской области. 6

Критической ситуацией является отрицательная динамика лесных площадей в составе земель сельскохозяйственного назначения в Центральном и Сибирском федеральных округах.

Одним из показателей устойчивого развития региона является достаточное количество и качество трудовых ресурсов во всех отраслях экономики.. Как показывает статистика, самые большие потоки миграции наблюдаются в четырех направлениях – г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область и Краснодарский край.7

Самая сложная ситуация наблюдается в Дальневосточном Федеральном Округе (ДВФО), ни один регион не имеет положительной динамики общего прироста населения и миграции.

Если рассматривать ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий», то одной из основных её задач является привлечение трудовых ресурсов на село. Это планируется исполнить путем выделения земельных участков под ИЖС, строительства жилья, выдачи льготных кредитов, грантовой поддержки фермерства, создания рабочих мест на селе.

При рассмотрении понятия ресурсный региона потенциал необходимо отметить, что первостепенной его составляющей является муниципальное образование, со всеми его полезными свойствами и возможностями.

На сегодняшний день можно сформулировать следующее представление о ресурсном потенциале МО «г.Махачкала»– это уникальное геостратегическое положение, компактное сочетание моря, равнин и предгорья, на которых проживает молодое население с активной жизненной позицией и лидерскими амбициями». Текущее представление базируется на следующих конкурентных преимуществах:

Конкурентное преимущество 1 – уникальное геостратегическое положение основывается на следующих факторах:

  • развитый транспортный мультимодальный узел, включающий Махачкалинский морской торговый порт, аэропорт Махачкала («Уйташ»), участок Северо-Кавказской железной дороги, разветвленную сеть автодорог (участки федеральных трасс М-29, Астрахань – Шамхала);

  • прохождение через транспортный узел (пересечение) международных транспортных коридоров «Транс-Кавказ» и «Север-Юг».

Конкурентное преимущество 2 – компактное сочетание моря, низменности и предгорья, насыщенных природными ресурсами развития и инфраструктурой, основывается на следующих факторах:

  • наличие уникальных туристско-рекреационных ресурсов (культурно - исторических, бальнеологических), протяженной береговой линии Каспийского моря, позволяющих развивать культурно-познавательный туризм, морской и экологический туризм, лечебно-оздоровительный туризм;

  • наличие стихийной агломерации «Махачкала-Каспийск»;

  • наличие «браунфилдов» и «гринфилдов», которые могут стать стартовыми площадками для коренной модернизации реального сектора экономики территории

Конкурентное преимущество 3 – человеческие ресурсы: молодое здоровое население с активной жизненной позицией и лидерскими амбициями, благоприятная демографическая ситуация: положительный естественный прирост населения, положительная динамика численности населения.

Конкурентное преимущество 4 – сосредоточение научного потенциала котрое характеризуется высокой концентрацией научного потенциала, в том числе в сфере инноваций (более 30 высших учебных заведений, в том числе Дагестанский государственный университет, Дагестанская государственная медицинская академия, Дагестанский государственный аграрный университет, Дагестанский государственный институт народного хозяйства, Дагестанский государственный педагогический университет,

Реализация конкурентных преимуществ будет в полной мере осуществлена при условии достижения следующих результатов во всех проблемных направлениях развития:

  • повышение уровня безопасности (до среднероссийского уровня);

  • снижение уровня коррупции (до среднеевропейского уровня);

  • легализация бизнеса, значительное сокращение «теневой экономики» (до среднеевропейского уровня);

  • развитие человеческого потенциала (до уровня ведущих российских регионов), через сохранение позитивных демографических процессов; снижение напряженности на рынке труда; рост благосостояния населения; повышение качества социального обслуживания; снижение миграционного оттока населения, особенно молодежи, за пределы республики в поисках работы и комфортных условий проживания; улучшение системы здравоохранения; развитие физической культуры и спорта; осуществление сбалансированной молодежной политики; развитие высококачественной системы образования; стимулирование системы разработки, коммерциализации и внедрения инноваций; развитие современной информационно-коммуникационной системы;

  • обеспечение институционального развития;

  • коренная модернизация экономики.

Главная стратегическая цель развития МО «г. Махачкала» полностью соответствует главной стратегической цели развития Республики Дагестан – росту качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности, устойчивого экономического развития и безопасности региона.

Такой подход требует набора стратегических целей:

социальное развитие – создание комплексных условий для благополучной и безопасной жизни и трудовой деятельности;

  • развитие туризма и рекреации – создание условий для отдыха и занятия спортом;

  • инновационное развитие – создание комплексных условий развития человеческого капитала и реализации талантов человека;

  • пространственное развитие – сбалансированное пространственное развитие и интеграция в межрегиональное и международное социально-экономическое пространство;

  • институциональное развитие – создание конкурентной институциональной среды, способствующей сбалансированному устойчивому развитию.8

Список литературы:

  1. Приложение № 5 к постановлению Правительства Республики Дагестан от 27 декабря 2012 г. № 471 стратегия социально-экономического развития территориальной зоны «Махачкала» до 2025 года.

  2. Численность и миграция населения // Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. – Условия доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_107/Main.htm

  3. О состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в 2013 году: доклад // Российский центр государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения : [официальный сайт]. – Условия доступа : http://rosagroland.ru/monitoring/analitycs/311

  1. Попова, А.Р. Регион и его развитие на основе рационального использования природно-ресурсного потенциала / А. Р. Попова // Стратегия устойчивого развития регионов России. – 2013. – № 13. – С. 43–47.

  2. Храмцова Т. Г. Методология исследования социально- экономического потенциала потребительской кооперации : дис. д-ра экон. наук. Новосибирск, 2014. 374 с.

  3. Экономическая энциклопедия / Под ред. Л.И. Абалкина, М.: Экономика, 1999. - 1054 с.

  4. Якушкина Т.А. Роль оценки ресурсного потенциала в развитии региона // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 3. С. 308-312.

  5. Яроцкая, Е.В. Анализ состояния земель сельскохозяйственного назначения Томской области / Е.В. Яроцкая, Д.И. Липницкая // Вестник науки Сибири. – 2014. – Т. 14. – № 4. – С. 128–132.

1 Экономическая энциклопедия / Под ред. Л.И. Абалкина, М.: Экономика, 1999. - 1054 с.

2 Яроцкая, Е.В. Анализ состояния земель сельскохозяйственного назначения Томской области / Е.В. Яроцкая, Д.И. Липницкая // Вестник науки Сибири. – 2014. – Т. 14. – № 4. – С. 128–132.

3 Храмцова Т. Г. Методология исследования социально- экономического потенциала потребительской кооперации : дис. д-ра экон. наук. Новосибирск, 2014. 374 с.

4 Якушкина Т.А. Роль оценки ресурсного потенциала в развитии региона // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 3. С. 308-312.

5 Попова, А.Р. Регион и его развитие на основе рационального использования природно-ресурсного потенциала / А. Р. Попова // Стратегия устойчивого развития регионов России. – 2013. – № 13. – С. 43–47.

6 О состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в 2013 году: доклад // Российский центр государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения : [официальный сайт]. – Условия доступа : http://rosagroland.ru/monitoring/analitycs/311

7 Численность и миграция населения // Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. – Условия доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_107/Main.htm

8 Приложение № 5 к постановлению Правительства Республики Дагестан от 27 декабря 2012 г. № 471 стратегия социально-экономического развития территориальной зоны «Махачкала» до 2025 года.

Просмотров работы: 2290