ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Богданова О.Ю. 1
1БелГУ, факультет математики и естественнонаучного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: в данной научной статье рассматривается проблема особенностей мотивации учения в старшем школьном и подростковом возрасте. Целью работы является изучение особенностей мотивации учения в старшем школьном и подростковом возрасте. В работе приводится анализ психологических методик с описанием выявленного уровня развития мотивации у старших школьников и подростков, а также выявили у них ведущие мотивы учебной деятельности. Приводится анализ методик отдельно в 7 и 11 классах. Полученные результаты будут интересны педагогическим работникам школ, с целью применения на практике полученной информации, они смогут сформировать у школьника желание учиться.

Ключевые слова: Особенности мотивации, подростковый возраст, старший школьный возраст,уровень развития мотивации, ведущие мотивы учебной деятельности.

Проблема учебной мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Проблема формирования особенностей учебной мотивации старших школьников и подростков в наше время приобретает особую роль. Именно в учебной мотивации специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс обретает главенствующую роль.

В первую очередь наша интерес к данной проблеме обусловлен тем, что процесс формирования мотивационной сферы ребёнка современные исследователи рассматривают в качестве ключевого момента развития личности. В переходные, переломные этапы развития появляются новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и особенности личности, характерные для предшествующего этапа [1].

О формировании устойчивой осознанной мотивации учения мы можем говорить тогда, когда человек понял потребность целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как намеренно созданной деятельности [3].

Подростковый и старший школьный возраст хоть и близки хронологически, характеризуются существенными различиями развития личности на данных этапах развития.

Целью проведённого экспериментального исследования было сравнительное изучение особенностей мотивации учения в старшем школьном и подростковом возрасте.

Мы выдвинули предположение о том, что мотивация учения старших школьников и подростков будет различаться как по общему уровню, так и по степени выраженности отдельных мотивов.

Конкретными методиками исследования выступили:

  1. «Методика изучения мотивации учения подростков и старшеклассников» (М.И Лукьянова, Н.В. Калинина).

  2. «Тест-опросник мотивации успеха и мотивации боязни неудачи» (А.А. Реана).

Исследование проводилось на базе школы № 20 г. Белгород. В нём приняли участие ученики 7 «А» и 11 «А». Общее количество испытуемых составило 26 человек.

Перейдем к анализу полученных результатов. Проведя представленные нами методики, нам удалось выявить уровень мотивации успеха и мотивации боязни неудачи и преобладающий уровень мотивации и осуществить их сравнительный анализ у подростков (7 класс) и старшеклассников (11 класс).

На рисунке 1 представлено соотношение уровня мотивации успеха и мотивации боязни неудачи у подростков и старших школьников.

Рис.1. Уровень мотивации успеха и мотивации боязни неудачи у подростков (7 «А» класс) и старших школьников (11 «А» класс).

Анализируя полученные данные, можно заметить, что если у подростков преобладает мотивация боязни неудач, то у старшеклассников – мотивация стремления к успеху. Причём данные различия наиболее ярко проявляются по показателю «мотивация успеха». Данный показатель соответствует высокому уровню у старшеклассников и низкому уровню у подростков. Это свидетельствует о том, что старшеклассники более энергичны, ответственны, инициативны. Отличаются упорством в достижении цели. Склонны составлять план своего будущего на большие промежутки времени. Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства. Устанавливают перед собой действительно достигаемые цели. В случае, если рискуют, то рассудительно. Преобладание у подростков мотивации боязни неудач свидетельствует о таких их особенностях, как: низкая инициативность, избегание ответственных заданий, постановка перед собой неоправданно за­вышенных целей, плохая оценка свои возможностей, недостаточное упорство в достижении цели, склонность к восприятию и переживанию времени как «напрасно текущего».

Таким образом, структура мотивации достижения, как важной предпосылки высокой учебной мотивации существенно изменяется при переходе от подросткового к старшему школьному возрасту. Преобладающая в подростковом возрасте мотивация избегания неудачи, в старшем школьном возрасте снижается, а недостаточно выраженная у подростков мотивация успеха, напротив, возрастает к старшему школьному возрасту.

Следующей используемой нами методикой была «Методика изучения мотивации учения подростков и старших школьников», которая дала возможность нам определить уровень мотивации у старших школьников и подростков (Рис. 2).

Рис.2. Уровень мотивации учения у старших школьников и подростков (1- высокий уровень, 2 – уровень выше среднего, 3- средний уровень, 4 - уровень ниже среднего, 5 – низкий уровень учебной мотивации).

На графике наглядно представлены все пять уровней мотивации в зависимости от преобладания каждого из них в исследуемых классах. В данных классах равноечисло учащихся, таким образом, процентная величина будет одинаковой и никаких неточностей не будет. Можно заметить, что в 11 «А» классе преобладает высокий уровень мотивации, а в 7 «А» - средний уровень мотивации учения. Уровень учебной мотивации «выше среднего» представлен только в группе старшеклассников. У учащихся подросткового возраста значительно более выражена учебная мотивация, соответствующая уровню «ниже среднего».

Таким образом, в целом по результатам данной части нашего исследования, мы можем сделать вывод о том, что что в подростковом возрасте преобладают средний и низкий уровень мотивации, в старшем школьном возрасте – высокий и выше среднего уровень учебной мотивации. На наш взгляд, более низкий уровень учебной мотивации у учащихся 7 класса может быть связан с такими особенностями подростка, как снижение интереса к учёбе и переключение на другие жизненные сферы (межличностные отношения со сверстниками, личностное развитие).

В целом, по итогам проведённого нами исследования, можно сделать вывод о том, что проблема мотивации учения в подростковом и старшем школьном возрасте актуальна и востребована. Полученные нами результаты подтверждают наше предположение о том, что мотивация учения старших школьников и подростков различается как по общему уровню, так и по степени выраженности отдельных мотивов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Зимняя, А.А. Учебная мотивация / А.А.Зимняя // Педагогическая психология. –М.: ЛОГОС, 2004. – 232 с.

  2. Маслоу, А. Мотивация и личность / А, Маслоу. – СПб, 1999. – 37 с.

  3. Хеккаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хеккаузен. – СПб,2001. – 9 с.

Просмотров работы: 954