ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИДЕРОВ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИДЕРОВ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Кондратенко Е.А. 1
1БелГУ, факультет математики и естественнонаучного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Научная статья посвящена проблемам лидерства в старшем школьном возрасте. Актуальность темы в том, что современное общество, ставит высокую планку, для нынешних старшеклассников.

Для того, чтобы добиться успеха в будущем каждый человек должен обладать такими качествами, как: способность преодолевать препятствия на пути к цели, настойчивость, терпеливость, инициативность, стрессоустойчивость, хорошая приспособляемость к новым условиям и требованиям, требовательность к себе и к другим, надёжность, выносливость, склонность решать нетрадиционные задачи оригинальными методами, оптимистичность, решительность, способность самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя. Такие качества присущи лидеру.

Между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Некоторые специалисты могут убедить нас в том, что многие из нас, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной особенностью», которая делает их лидерами, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовку имеющегося опыта лидера можно «создать» и сформировать [3].

Лидерство - это психологическая характеристика поведения определенных членов группы [2].

Лидер, призван стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. У многих подростков есть задатки лидера, но не у каждого есть возможности и способности для того, чтобы развить и закрепить их самостоятельно. Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе отношений межличностных и группе. В ходе исследований выделены различные стили лидерства, разработан ряд концепций лидерства [4].

Лидер выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Остальные члены группы принимают лидерство, то есть строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Становление лидера и развитие группы это непрерывный и неразъединимый процесс. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу [5].

Положение индивида в группе и его отношение к ней зависят от многих факторов, куда входят как свойства индивида, так и свойства группы. Психологи разграничивают коллективистическое самоопределение личности, которая сознательно идентифицируется с коллективом, принимая его нормы и ценности в качестве своих собственных, и конформность, что говорит о склонности индивида уступать психологическому давлению группы, изменять свое мнение в угоду большинству. Лидерство особенно ярко проявляется в юношеском возрасте, ведь именно в этом возрасте складываются основные черты мироощущения, закладываются основы социального поведения, осуществляется первое взрослое самоопределение: «выбор профессии» и самореализация личности. Поэтому одной из основных задач преподавателя - заложить лидерские качества в каждом воспитаннике.

Целью проведённого нами исследования было выявление личностных особенностей лидеров в старшем школьном возрасте. Мы предположили, что лидеры в старшем школьном возрасте обладают более высоким уровнем самооценки и более низким уровнем тревожности, чем их сверстники, не проявляющие лидерских качеств.

Для исследования были выбраны следующие методики: 1) «Самооценка»» (Столяренко Л.Д.), 2) «Шкала самооценки» (Спилберг Ч.Д., Ханин Ю.Л.), 3) «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).

Исследование проводилось на базе МАОУ Гимназия №6 г. Белгорода. В нем приняли участие учащиеся 10 «А» класса. Общее число испытуемых составило 18 человек.

Перейдем к анализу полученных результатов. Первым нашим шагом было изучение лидерских способностей старших школьников. Для этого мы использовали методику «Диагностика лидерских способностей.» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий). Мы распределили результаты 18 испытуемых на три группы в зависимости от уровня проявления лидерских способностей.

Испытуемые распределились следующим образом: лидерские качества выражены в достаточной мере у 11% испытуемых, у 28% - лидерские качества выражены средне, основная часть испытуемых имеет низкий уровень лидерских качеств - 61%.

Следующим нашим шагом был сравнительный анализ личностных особенностей (самооценки и уровня тревожности) старших школьников данных групп. На рисунках 1 и 2 представлено соотношение уровня самооценки и тревожности у старшеклассников с различной степенью выраженности лидерских качеств.

Рис. 1 Соотношение самооценки в сферах общения, поведения, деятельности, переживаний у старших школьников с выраженными, средневыраженными и слабовыраженными лидерскими способностями.

Можно заметить, что в группе испытуемых, где представлены испытуемые с высоким уровнем лидерских способностей выражаются следующими показателями: межличностные отношения, общение - неадекватно-высокий (71%); поведение- неадекватно-высокий (72%); деятельность-неадекватно-высокий (71); переживания, чувства - неадекватно-высокий (73%); ситуационная тревожность - средний уровень (2,48); личностная тревожность – средний уровень (2,33). В целом, полученные результаты свидетельствуют о высокой самооценке и низкой тревожности у лидеров.

В группе со среднеразвитыми лидерскими способностями были выявленны следующие показатели: самооценка в сферах «межличностные отношения, общение» - выше среднего (60%), «поведение» -выше среднего (55%); «деятельность» - выше среднего (56%); «переживания, чувства» - высокий (68%); ситуационная тревожность – средний уровень (2,7); личностная тревожность - средний уровень (2,7). В целом можно сказать, что у испытуемых со средневыраженными лидерскими способностями преобладает средний уровень самооценки и средний уровень тревожности.

У старшеклассников с недостаточно развитыми лидерскими способностями выявлены следующие показатели: самооценка в сфере «межличностные отношения, общение» - ниже среднего (45%); «поведение» - средний (54%); «деятельность» -ниже среднего (36%); «переживания, чувства» - ниже среднего (43%); ситуационная тревожность - высокий уровень (3,1); личностная тревожность – средний уровень (2,9). В целом, характеризую личностные особенности старшеклассников с низким уровнем лидерских способностей можно говорить о низкой самооценке и высокой тревожности.

В целом, можно сделать вывод о том, что по всем сферам (общение, поведение, деятельности, переживания) самая высокая самооценка у старшеклассников с выраженными лидерскими способностями, чуть меньше у с группы с средневыраженными лидерскими способностями и самая низкая у старшеклассников с слабовыраженными лидерскими качествами.

На рисунке 2.2. представлено соотношение ситуационной и личностной тревожности у испытуемых с выраженными, средневыраженными и слабовыраженными лидерскими качествами.

Рис. 2 Соотношение тревожности ситуационной и личностной у старших школьников с выраженными, средневыраженными и слабовыраженными лидерскими способностями.

Можно заметить, что высокую ситуационную тревожность имеют испытуемые с слабовыраженными лидерскими качествами (3,1). Также самый большой показатель личностной тревожности присущ испытуемым с слабовыраженными лидерскими качествами (2,9). Испытуемые с средневыраженными лидерскими качествами имеют среднюю ситуационную тревожность (2,7) и среднюю личностную тревожность (2,7). Испытуемые с выраженными лидерскими качествами имеют наименьшую ситуационную тревожность (2,48) и наименьшую личностную тревожность (2,33).

Можно заметить, что старшие школьники со слабовыраженными лидерскими качествами больше подвержены ситуационной и личностной тревожности, чем испытуемые с выраженными и средневыраженными лидерскими качествами.

Таким образом, полученные нами результаты свидетельствую о том, что такие личностные особенности, как самооценка и уровень тревожности можно рассматривать в качестве предпосылки развития лидерских качеств старшеклассников. По результатам нашего исследования более высокие показатели самооценки обнаружены у испытуемых с выраженными лидерскими качествами. У испытуемых со средневыраженными лидерскими качествами – преобладает средняя самооценка, а испытуемым со слабовыраженными лидерскими качествами, более свойственнаа низкая самооценка. Исследование личностной и ситуативной тревожности показало, что ученики с высокой тревожностью обладают слабыми лидерскими качествами, а ученики с низкой тревожностью проявляют высокие и средние лидерские качества.

В целом, по итогам проведённого нами исследования, можно сделать вывод о том, что проблема личностных особенностей лидеров актуальна. Современное общество устанавливает высокие требования к современному человеку, поэтому нужно развивать лидерские качества в каждом человеке. Особенно это важно в старшем школьномвозрасте, когда ученики стоят на пороге взрослой жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алифанов, С.А. Основные направления анализа лидерства / С.А. Алифанов. – М.: НПО, 1991. – 96с.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект - ПРЕСС, 2001. - 378 с.

3. Корнилова, О. Лидерами рождаются или лидерами становятся / О. Корнилова. – Екатеринбург: РГППУ, 2008. – 254 с.

4. Липкина, А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. - М.: Знание, 1976. - 64 с.

5. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2002. - 456 с.

Просмотров работы: 661