Для определения направлений профориентационной работы с детьми с умственной недостаточностью проведено психолого-педагогическое исследование, включающее методы наблюдения, опроса и тестирования 50 учащихся старших классов коррекционной школы и их родителей.
Установлено, что две трети учащихся хотят приобрести рабочие профессии (швея, строитель, повар, парикмахер), каждый шестой ребенок мечтает о профессии, связанной с получением высшего образования, не доступного для выпускника коррекционной школы. Аналогичную профессию родителей хотят выбрать только 10% детей. Четверть старшеклассников не определились с выбором будущей профессии. Таким образом, треть учащихся старших классов коррекционной школы нуждается в профориентационной поддержке.
Работа по формированию профессиональных интересов должна начинаться еще в начальной школе и быть направленной на повышение мотивации к общественно-полезному труду – как основе социального существования человека, а также на формирование адекватной самооценки с учетом особенностей состояния здоровья и личных качеств ребенка. В среднем школьном звене профориентационная работа заключается в приобретении учащимися знаний о широком спектре доступных им профессий, самопознании (ознакомление с перечнем качеств, требующихся для овладения той или иной профессией, и соотнесение их с собственными возможностями). В старших классах задачами профориентации являются развитие у ребенка имеющихся позитивных профессионально необходимых качеств, а также своевременная коррекция негативных свойств личности, которые могут в дальнейшем ограничить его профессиональные возможности. Итогом этой работы можно считать осмысленный профессиональный выбор, соответствующий индивидуальным физическим и психическим возможностям ребенка, отвечающий социально-экономической ситуации региона его проживания.
На уроках трудового обучения старшеклассников по профилю «Рабочий по обслуживанию здания» проводится практическое ознакомление со следующими видами работ: столярно-строительные, сантехнические, отделочные (малярные, плиточные, шпаклевочные), электрические, слесарные, плотницкие.
Все работы, выполняемые учениками под руководством учителя, проводятся на базе школы по мере их необходимости (зачастую в «экстренном» режиме), с учетом материально-технической оснащенности. Теоретическое объяснение сути работ происходит во время или после их практического выполнения. Такой режим обучения позволяет подросткам максимально приблизиться к реальным условиям работы, оценить свои возможности не только качественно выполнять, но и своевременно принимать необходимые решения. Кроме этого, дети учатся работать малыми группами, взаимодействовать между собой. Важным воспитательным моментом является стремление педагогов приблизить условия деятельности учеников к производственным требованиям: ограничение времени выполнения работ; стремление к высокой производительности труда; бережное отношение к ресурсам, материалу заготовок; сохранность инструмента; объективная оценка результатов своего труда.
Только четверть учеников старших классов способны к самостоятельной деятельности при сопровождении учителя (они могут увидеть имеющиеся недостатки; решить, каким способом их устранить; правильно выбрать инструмент для работы; спланировать пооперационный ход работ и оценить результат деятельности). Можно выделить несколько причин профессиональной «неготовности» большинства учеников. Каждый пятый ребенок имеет заболевание, которое сопровождается физической болью, существенно ограничивая жизненную активность ребенка. У трети старшеклассников выявлено избирательное отношение к определенным видам работ и низкий уровень мотивации к труду. Социально инфантильны 40% детей, они не уверены в себе и нуждаются в постоянной поддержке и контроле со стороны учителя. У каждого десятого ребенка отсутствует мотивация к приобретению профессии, что связано с ограничением дальнейшего обучения, а также иногда поддерживается и в семье ребенка.
Еще одним важным фактором, затрудняющим выбор адекватной состоянию здоровья профессии, является низкая самокритичность, установленная у 14% старшеклассников. Эти подростки, как правило, ориентированы на единичные примеры выпускников коррекционной школы, которые достигли социального благополучия (получили водительские права, обучались в профтехучилищах зачастую «в обход» диагноза благодаря личным возможностям их родителей). Желание следовать этим сомнительным «благополучным» примерам лишает учащихся стремления к приобретению реальной по их силам «рабочей» профессии и формирует асоциальное поведение.
Важно отметить, что треть детей уже в 8-9 классах имели трудовой опыт, работая промоутерами и подсобными рабочими. Эти дети отличались от сверстников зрелостью социальных суждений и обоснованностью профессионального выбора в старших классах.
Таким образом, основными направлениями профориентационной работы со старшеклассниками с умственной недостаточностью являются: формирование отношения к труду, как основе материального благополучия в жизни человека и его успешной социализации; ознакомление учащихся с перечнем профессий, доступных им с учетом имеющихся ограничений по здоровью; разъяснительная работа с семьей ученика для формирования у него мотивации к получению профессии, а также предоставление ребенку возможности получения трудового опыта; формирование малых учебных групп с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей детей; расширение материально-технической базы коррекционной школы по разным профессиональным направлениям.