В группу межличностных отношений вступает любой ребенок. Когда дети идут в школу, они учатся общению в группе, начинают испытывать симпатии и эмпатии к сверстникам. Вид взаимоотношений школьника с ровесниками определяет его положение в группе, происходит развитие навыков общения и собственного подхода к отношениям. Под воздействием окружающих людей происходит становление межличностных взаимодействий. Становится ясно, что межличностные отношения являются фактором, который обеспечивает формирование личности ребенка, социальное и личностное развитие детей.
Межличностные взаимоотношения детей с ровесниками основательно исследовались Г.А. Роковым, В.П. Вахтеровым, А.А. Реаном, Я.Л. Коломинским, И.В. Дубровиной, В.С. Мухиной, Г. Крайком, М.В. Гамезо, Б.С. Волковым. Большое число сведений, применимых к младшим школьникам, накоплено в результате многочисленных исследований в этой сфере. Ученые в особенности акцентируют внимание на воздействие характера взаимоотношений на ежедневное самочувствие, душевное состояние и подтверждают потребность формирования педагогических условий, благоприятной атмосферы с целью развития положительных отношений между школьниками.
Целью проведённого эмпирического исследования было изучение взаимосвязи между индивидуальными особенностями младших школьников и спецификой их взаимоотношений со сверстниками.
Мы предположили, что позиция младших школьников в структуре взаимоотношений в классе будет связана с его индивидуально-типологическими и личностными особенностями.
Мы использовали следующие психодиагностические методики:
Методика определения самооценки А.В. Захарова, которая использовалась нами для определения самооценки младшего школьника в коллективе.
Личностный опросник Г. Айзенка (детский вариант), который использовался нами для диагностики и изучения индивидуально-психологических особенностей и характерологических проявлений лиц младшего школьного возраста.
Методика «Социометрия» Дж. Морено, которая использовалась нами для выявления авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый».
Исследование проводилось на базе МБОУ «Казацкая СОШ», Яковлевского района, Белгородской области, в нем приняли участие учащиеся 4 класса в возрасте 9 – 10 лет, общее число испытуемых составило 17 человек.
Перейдем к анализу полученных результатов. На первом этапе, мы проанализировали положение учеников в классе по методике «Социометрия» Дж. Морено. По результатам было выявлено следующее распределение категорий: наиболее представлена категория «Изолированные», далее следуют «Оттеснённые», «Предпочитаемые», «Звёзды».
На следующем этапе мы сопоставили индивидуальные особенности каждого испытуемого по категориям (рис. 1).
Рис. 1 Тип темперамента в каждой категории
Было установлено, что среди «Звёзд» обнаружен тип темперамента флегматик (1 человек) и меланхолик (1 человек); у «Предпочитаемых» тип темперамента – сангвиник (2 человека) и холерик (1 человек); среди «Оттеснённых» было выявлено 3 темперамента: сангвиник (1 человек), флегматик (3 человека), меланхолик (1 человек); в категории «Изолированные» выявлено 3 типа темперамента: холерик (2 человека), флегматик (1 человек), меланхолик (4 человека). То есть мы обнаружили, что звёздами являются флегматики и меланхолики, тогда как флегматики и меланхоли встречаются среди «Оттеснённых» и «Изолированных». Сангвиники встречаются среди «Предпочитаемых» и «Оттеснённых», а холерики у «Предпочитаемых» и «Изолированных».
Далее мы выявили уровень самооценки в каждой категории (рис. 2).
Рис. 2 Самооценка в каждой категории
Было выявлено, что адекватная самооценка встречается в каждой категории, тогда как завышенная самооценка наблюдается только в категориях «Звёзды» и «Предпочитаемые»; заниженная выявлена только среди «Оттесненных» и «Изолированных».
Таким образом, мы установили, что тип темперамента соответствует позиции, занимаемой младшим школьником в классе. Точно так же как завышенная самооценка не характерна для категорий «Оттеснённые» и «Изолированные», а заниженная не выявлена в категории «Звёзды» и «Предпочитаемые». То есть существует зависимость между положением младшего школьника в классе и его индивидуально-типологическими и личностными особенностями.
По итогам проведенного нами исследования, можно сделать вывод о том, что тема актуальна и востребована. В коллективе учащихся начальной школы встречаются различные категории межличностных взаимоотношений, от которых зависит продуктивность учебной деятельность и атмосфера в классе. Учитель должен влиять на статус учащихся в классе, обеспечивать его позитивную динамику. Результаты данного исследования можно использовать при планировании урочной и внеурочной деятельности коллектива учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агеев B.C. Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии / В.С. Агеев, А.А. Сыродеева // Вестн. Моск. ун-та. – 1984. – № 2 – С. 11-20.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 1968. – 296 с.
Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Минск: ООО «ФУА информ», 2003 – 312 с.
Кричевский Р.Л. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубровская. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. – С. 5-34, 72-83.
Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина [и др.], под общей ред.М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.