Актуальность данной темы исследования заключается в том, что не смотря на изучение тревожности в довольно узких и ограниченных рамках, на практике успеваемость как фактор повышения тревожности изучается недостаточно. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу образования. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям. [4]
Целью проведенного эмпирического исследования было изучение взаимосвязи тревожности и успеваемости старших школьников.
Мы выдвинули предположение, что старшеклассники с различным уровнем успеваемости будут отличаться по уровню тревожности.
Мы использовали следующие психодиагностические методики:
Опросник Спилберга «Исследование тревожности»,который использовалсянами для измерения тревожности как состояния - ситуативная тревожность, и как личностного свойства – личностно тревожность.
Опросник школьной тревожности Филлипса, который использовался нами для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей старшего школьного возраста.
Выбранные нами методики проводились на базе МБОУ СОШ №4 города Белгород. В исследовании принимали участие дети старшего школьного возраста, обучающиеся 9 классе. Возраст детей 15-16 лет. Всего в проводимом исследовании приняли участие 16 человек. Исследование проводилось со всеми сразу, групповым методом.
Перейдем к анализу полученных результатов. На первом этапе, мы рассмотрели взаимосвязь тревожности и успеваемости старших школьников, а также проиллюстрировали полученные данные диаграммами. В ходе работы все испытуемые были разделены на три группы: слабоуспевающие, среднеуспевающие и с высоким уровнем успеваемости. Для данного разделения, мы использовали процедуру расчета среднего балла успеваемости по основным предметам в классном журнале. В дальнейшем, все результаты исследования были разделены на три группы, соответствующие уровням успеваемости обучающихся. На рисунке 1 представлены результаты сравнительного анализа уровня ситуативной и личностной тревожности учащихся с различным уровнем успеваемости.
Рис. 1 Соотношение уровня ситуативной и личностной тревожности с уровнем успеваемости школьников.
В данной диаграмме можно наблюдать, что с повышением уровня успеваемости, происходит возрастание ситуативной тревожности, а также и личностной. Таким образом, наиболее высокие показатели тревожности демонстрируют школьники с высоким уровнем успеваемости. Возможно, это обусловлено тем, что учебная деятельность является для них более личностно значимой сферой самоутверждения.
На следующем этапе мы использовали опросник школьной тревожности Филлипса. Данный опросник содержит шкалы соответсвующие 8 основным сферам проявления школьной тревожности:
Общая тревожность к школе
Переживание социального стресса
Фрустрация потребности в достижении успеха
Страх самовыражения
Страх ситуации проверки знаний
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
Проблемы и страхи в отношениях с учителями
На рисунках 2–3 представлены результаты сопоставления данных показателей школьной тревожности у учащихся с различным уровнем успеваемости.
Рис. 2. Соотношение показателей школьной тревожности с уровнем учебной успеваемости старшеклассников (1- Общая тревожность в школе, 2 - Переживание социального стресса, 3 - Фрустрация потребности в достижении успеха, 4- Страх самовыражения).
Рис. 3. Соотношение показателей школьной тревожности с уровнем учебной успеваемости старшеклассников (5- Страх ситуации проверки знаний, 6 - Страх не соответствовать ожиданиям окружающих, 7 - Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, 8 - Проблемы и страхи в отношениях с учителями).
Можно заметить, что общий уровень тревожности наиболее высок у учащихся с высоким уровнем успеваемости, что подтверждает результаты предыдущего опросника.
Анализируя отдельные показатели школьной тревожности можно заметить, что у учащихся с высоким уровнем успеваемости значительно более выражены такие шкалы, как: страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Таким образом, можно сделать вывод, что высокий уровень успеваемости школьникам дается с тяжелыми последствиями. Ведь все факторы сказываются на физическом, эмоциональном и психологическом состоянии ребенка. Сложно добиться достойной успеваемости и при этом не навредить своему здоровью. Дети, которые не стремятся к достижению успехов в учебе, чаще не подвержены разным стрессовым ситуация. Дети, которые наоборот стараются быть лучшими в глазах окружающих и практически во всем и везде успевать, зачастую эмоционально неустойчивы. Ведь им необходимо следить за всем происходящим, чтобы знать, как поступить лучше для своей учебной и личностной успеваемости.
Подводя итог эмпирической части нашего исследования можно сделать вывод, что уровень тревожности старшего школьника напрямую зависит от уровня его успеваемости. Учащиеся с разной успеваемостью обладают разным уровнем тревожности. Наиболее высоким уровнем тревожности, как показывают полученные нами результаты, обладают учащиеся с высоким уровнем успеваемости.
В целом можно сделать вывод о том, что проблема взаимосвязи тревожности и успеваемости чрезвычайно актуальна. Полученные данные помогут разобраться в состоянии учащихся и способствовать снижению уровня тревожности без снижения уровня успеваемости.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Прихожан, А.А. Психология тревожности / А.А. Прихожан.- 2-е издание, 2011.-с. 15.
Астапов, В. М. Тревожность у детей/ В.М. Астапов, М. 2008.-с. 23.
Мещеряков,Б. Большой психологический словарь/ Б. Мещеряков, В. Зинченко;Москва, 2009.-с. 89
Айсмонтос, Б.Б. Общая психология/Б. Б. Айсмонтос– М.: Владос-пресс, 2002. –с. 288.
Айзенк, Х. Психологические теории тревожности Тревога и тревожность/ Х. Айзенк– СПб.: Питер, 2001. –с. 256.