ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: в данной научной статье раскрывается проблема особенностей проявления защитных механизмов у старших школьников. Цель работы заключается в изучении проявления защитных механизмов у старшеклассников, а конкретно, гендерных особенностей проявления данных механизмов. В статье приводится анализ и обсуждение результатов проведённого эмпирического исследования гендерных особенностей механизмов психологической защиты старших школьников. Получение результаты подтверждают выдвинутую гипотезу о существовании механизмов психологической защиты наиболее типичных для юношей и для девушек.

Ключевые слова: Защитные механизмы психики, старший школьный возраст, гендерные особенности.

Проблема механизмов психологической защиты в психологии старшего школьного возраста на данный момент является одной из самых значимых. Сложность в изучении данного понятия заключается в его специфики. Защитные процессы отличаются своим многообразием, индивидуальностью и плохо поддаются рефлексии.

В настоящее время в научной литературе нет конкретного источника, содержащего систематизированных сведений по проблеме механизмов психологической защиты именно у старших школьников. Специфика механизмов защиты часто анализируется в ряду различных психологических факторов, которые интересуют ученых.

З.Фрейдом впервые был использован термин «психологическая защита». Психологическая защита – это система регуляций, служащая устранению или сведению до минимума негативных переживаний, которые могут травмировать личность, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Защита психологическая сконцентрирована на стабилизации личностной самооценки, которую можно достичь с помощью устранения источников конфликтных переживаний из сознания[4].

Защитные механизмы – это психологические стратегии, способствующие избеганию или снижению интенсивности негативных состояний, таких как тревоги, конфликтов, стресса и др. [1].

В настоящее время нельзя не принимать во внимание виды защитных механизмов личности и психологическую защиту, так как они окружают человека везде – в семье, на работе, в обыденной жизни и в том числе во время обучения в школе. Всё это влияет на адаптацию и готовность старшего школьника к новому этапу взрослой жизни.

Целью данного исследования было изучение проявления защитных механизмов у старшеклассников.

Нами была выдвинута гипотеза о том, что существуют гендерные особенности проявления защитных механизмов в старшем школьном возрасте. Так, у юношей, ведущими защитными механизмами являются отрицание и подавление, а у девушек – проекция и регрессия.

В работе мы использовали следующие диагностические методики:

1. Тест-опросник механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик, Г. Келлерман), который мы использовали для оценки особенности функционирования механизмов психологической защиты индивида.

2. Опросник «Способы преодоления негативных ситуации» (С.С. Гончарова), который позволил нам выявить способы преодоления негативных ситуаций.

Исследование проводилось на базе СДЮСШОР № 2, Белгородской области, г. Белгорода, приняли участие 16 человек, в том числе 9 девушек и 7 юношей.

Перейдем непосредственно к анализу полученных результатов. Выявить особенности функционирования механизмов психологической защиты индивида нам помог тест-опросник механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик, Г. Келлерман). Результаты данной части нашего исследования представлены на рисунке 1.

Рис. 1 Степень выраженности защитных механизмов у старших школьников

Из данных, приведенных в рисунке 1, можно сделать основной вывод, что у юношей, в отличие от девушек, самыми распространенными защитными механизмами являются «отрицание» и «подавление», а у девушек «проекция» и «регрессия».

Таким образом, можно сделать заключение о том, что защитный механизм отрицание искажает восприятие окружающей действительности. Для юношей это защита отвержения мыслей, чувств и потребностей, неприемлемых на сознательном уровне. Отрицание не дает возможности молодому человеку реально оценивать происходящее вокруг, может привести к завышенной самооценке, притворству и лживости. Но также юноши с таким защитным механизмом решительны, быстро забывают о своих неудачах и смелы. В тоже время «подавление» как защитный механизм предполагает избегание конфликтных ситуаций и приводящей в смятение информации более осознанно. Причины подавления могут осознаваться старшими школьниками, а могут и не осознаваться. Юноши с таким защитным механизмом стараются избегать ситуации, которые могут стать проблемной, могут быть робкими, например, в отношении к противоположному полу. Возможно, также подавление проявляется в том, что юноши пытаются скрыть некоторые свои черты характера и поведения в ситуации, которая может привести к негативным последствиям. В результате можно сделать вывод о том, что юноши могут быть веселыми, решительными, но в тоже время они могут подавлять внутри себя некоторые свои переживания и становиться нерешительными и робкими.

В свою очередь девушки с ведущим механизмом «проекция» склонны к частым переменам в настроении, они легко могут прийти в восторг от любых радостных событий и в отчаяние от грустных. Проекция заключается в том, что человеком присваиваются окружающим людям качества, которые имеет проецирующий и те, которые он не хочет иметь. Использование девушками защитного механизма «регрессия» подразумевает уход в более ранний этап жизни, т.е. он ведет к беззаботности и непосредственности. Девушки также могут подвергаться страхам, не имеющим причины, могут страдать бессонницей, они не способны контролировать эмоции и проявляют капризность в поведении.

Для дальнейшего исследования нашей проблемы нами был использован опросник «Способы преодоления негативных ситуации» (С.С. Гончарова), который помог нам выявить ведущие способы преодоления негативных ситуаций (рис. 2).

Рис. 2 Степень выраженности способов преодоления негативных ситуаций у старших школьников

Из рисунка 2, представленного выше, видно, что у юношей и девушек наиболее выражены такой способ преодоления как «повышение самооценки». У юношей «повышение самооценки» выражено сильнее, чем у девушек.

Необходимо отметить, что для данного возрастного периода характерен такой способ преодоления негативных ситуаций как «повышение самооценки».

В таком случае можно сделать вывод, что высокие показатели по шкале «повышение самооценки», свидетельствует о том, что усилия старших школьников, которые находятся в стрессовой ситуации, направлены на повышение самооценки за счет акцента на прошлые успехи и достижения. Но всё-таки, главные усилия прилагаются на уход из поля проблемной ситуации путем переключения внимания на что-то другое или кого-то другого. Таким образом, стремление молодых людей в трудные минуты жизни погружаться в заботы о других людях говорит об обесценивании собственных проблем и о желании укрепления самооценки.

Таким образом, по результатам проведенного эмпирического исследования нами были выявлены ведущие защитные механизмы старших школьников. Было обнаружено, что юноши склонны к проявлению таких защитных механизмов как «отрицание» и «подавление», а девушки – к «проекции» и «регрессии». По опроснику С.С. Гончарова мы выявили, что у юношей и девушек наиболее выражен такой способ преодоления как «повышение самооценки». У юношей «повышение самооценки» выражено сильнее, чем у девушек.

В заключении можно сказать о том, что проблема механизмов психологической защиты в психологии старшего школьного возраста на данный момент является одной из самых значимых. Также учет данных особенностей личности старшеклассника поможет педагогу в установлении и укреплении связей с данной возрастной группой, понять и учесть особенности принятий решений в различных жизненных ситуациях старших школьников, а также оказать помощь в сложных ситуациях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бассин Ф.В., Бурлакова М.К., Волков В.Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал. – 1996. – Т.9. - № 3. – С.78-87.

  2. Грановская, Р.М. Защита личности. – М.: Знание, 1999. – 352 с.

  3. Тулупьева Т.В., Тулупьев А.Л., Пащенко А.Е. Психологическая защита и особенности личности в юношеском возрасте: автоматизация обработки данных исследования и их статистический анализ // Труды СПИИРАН. Вып. 3, т. 2. - СПб.: Наука, 2006. 224- 243 с.

  4. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 142 с.

 

Просмотров работы: 578