ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Гавага Д.С. 1, Корочева Ю.Ю. 1
1Ульяновский государственный университет имени И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В системе работы по защите прав детей-сирот одним из наиболее значимых является такое направление деятельности, как постинтернатное сопровождение выпускников детских домов. Постинтернатное сопровождение – это поддержка лиц из числа детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, в построении ими социальных отношений, оказание им помощи в решении личностных проблем и преодолении трудностей социализации и адаптации [1].

Отделяясь от родителей и начиная самостоятельную жизнь, любой человек имеет «начальный капитал» – это здоровье, образование, социальный статус, умение строить отношения с людьми, способность к эмпатии, ответственное отношение к себе и другим, социальные навыки и многое другое. Все это дает человеку семья.

В начале самостоятельной жизни дети-сироты, лишенные возможности общения с близкими людьми и не имеющие опыта эмпатийного общения, жившие в жестко регламентированной системе, сталкиваются со специфическими трудностями. Покидая детский дом или школу-интернат, эти молодые люди, по сути совсем еще дети, оказываются неготовыми к жизни [2].

В 2015 году на базе ОГКОУ Ульяновского детского дома «Гнёздышко» студентами УлГПУ им. И.Н. Ульянова была реализована психолого-социальная программа «On`line Клуб Навигатор».

Цель данной программы состоит в обеспечении постинтернатного сопровождения, посредством «Online Клуба Навигатор» через оказание всесторонней помощи выпускникам детского дома «Гнёздышко», оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Проводилась работа по повышению правовой грамотности, психологической устойчивости и социально-бытовых навыков с помощью Интернет-технологий.

Выделены следующие индикативные показатели:

1) Уровень правовой грамотности, необходимый для поддержания или изменения их правового статуса, оказания юридической помощи, защиты законных прав и интересов.

2) Уровень психологической устойчивости, направленный на содействие в улучшении их психического состояния, восстановление способности к адаптации в среде жизнедеятельности.

3) Уровень социально-бытовых навыков, направленный на поддержание или обеспечение их жизнедеятельности в быту.

Данная программа нашла свое отражение в сети Интернет, а именно в социальной сети ˗ Вконтакте. Программа представлена в виде виртуальной группы, она носит открытый характер, то есть любой человек может вступить в нее и также принимать участие как в ее развитии и совершенствовании, так и в общении непосредственно между участниками.

Главными участниками программы являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей ОГКОУ Ульяновского детского дома «Гнёздышко» ˗ выпускники 9 и 11 классов, возрастной группы с 15 до 18 лет.

On’line Клуб представляет собой сбор структурированной, отобранной, полезной информации в виде картинок, видеороликов, аудиофайлов и кратких заметок, а также непосредственное общение участников, как в режиме online, так и в анонимном [3].

Клуб имеет несколько обширных блоков: социально-психологический, социально-правовой и бытовой.

Для проверки эффективности группы «On’line Клуб Навигатор» проводился опрос (анкетирование) в сети Интернет, из которого можно определить, изменился ли уровень индикативных показателей, исследуемых в данной работе ˗ уровень правовой грамотности, уровень психологической устойчивости и уровень социально-бытовых навыков (см. Рисунок 1).

Рис.1 – Результаты сравнительной диагностики

Полученные данные исследования дали возможность сформулировать ряд рекомендаций по принятию своевременных и эффективных мер по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, позволяющие им преодолевать трудности социализации, расширять границы собственного пространства жизнедеятельности, самоопределения:

  1. индивидуальное формирование адаптивной готовности детей к жизненному и профессиональному самоопределению;

  2. поэтапное формирование личностно адаптированных установок отношения к себе как субъекту будущей жизни и профессиональной деятельности;

  3. создание в учреждении условий жизни и отношений между взрослыми и детьми, позволяющих каждому ощутить эмоциональный комфорт, снять напряженность и тревожность;

  4. создание широких возможностей для творческой и иной деятельности, способствующей максимальной реализации личностных и социально значимых способностей;

  5. развитие социальной и личностной мобильности, умение оценивать жизненную ситуацию и принимать в соответствии с этим адекватные решения;

  6. взаимодействие детского дома с учреждениями дополнительного образования.

Все сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что усилия педагогов и воспитателей детского дома должны быть направлены на:

  • расширение социальных моделей поведения через включение детей в группы и деятельность, имеющую и предоставляющую иной социальный опыт и другие способы взаимодействия, которые становятся для воспитанников детского дома социальными образцами;

  • учет и предоставление воспитанникам в содержании деятельности и взаимоотношениях четких и ясных путей перевода намерений и желаний в план конкретных действий;

  • повышение самооценки как за счет ситуаций успеха, так и с помощью «позитивных социальных ярлычков»;

  • включение детей в новые группы сверстников с целью отработки этапов адаптации, индивидуализации и интеграции с целью создания опыта такого взаимодействия;

  • сочетание индивидуальных и групповых занятий;

  • моделирование реальных социальных ситуаций, реализация которых может осуществляться не только на занятиях;

  • учет возрастных особенностей детей, на которых рассчитана программа;

  • моделирование ситуаций выбора, личной ответственности и личностной автономии.

Таким образом, экспериментальное исследование достигло своей цели. Мы добились положительной динамики, что оправдало создание необходимости создания «On'line Клуба Навигатор». Разработанная психолого-социальная Программа «On’line Клуб Навигатор» имеет значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем и позволяет добиться изменений по улучшению качества жизни и повышению уверенности в своем будущем у выпускников детского дома.

Литература

  1. Дорохова Т. С. Благотворительность и социальный инфантилизм // Мир образования и образование в мире. – 2007. – № 4. – С. 239–245. Федоров А. В. О проблеме постинтернатного сопровождения выпускников детского дома // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 25.

  2. Плохова И.А., Бибикова Н.В. Показатели готовности детей-сирот к устройству в замещающие семьи / Шаг навстречу: связь теории и практики социальной работы. Научно-практическая конференция с международным участием. - Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова - 2015. – С. 299-305.

  3. Рожков М. И., Байбородова Л. В., Сапожникова Т. Н. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот: метод. пособие. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. – С. 6.

  4. On’line Клуб «Навигатор» [Электронный ресурс] // [сайт]. – URL: ttp://vk.com/klub_navigator

Просмотров работы: 342