ЭКОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ И ЦЕННОСТНЫХ СМЫСЛОВ В ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЕ ДИЗАЙНА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭКОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ И ЦЕННОСТНЫХ СМЫСЛОВ В ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЕ ДИЗАЙНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. В процессе работы со студентами большое внимание необходимо уделять самостоятельному выбору вектора исследования. Россия многонациональная - как сериал или альманах, у которого нет финала. Чем больше времени изучаешь, тем больше раскрывается мифологических и природных тайн выживания человека с творческим мышлением, с безудержным желанием создавать руками сакральные и художественные изделия, предметы, украшения. В целом - происходит постепенное погружение в неведомые лабиринты зарождения идеи и её воплощения в реальный артефакт.

В процессе работы со студентами большое внимание необходимо уделять самостоятельному выбору вектора исследования. Россия многонациональная - как сериал или альманах, у которого нет финала. Чем больше времени изучаешь, тем больше раскрывается мифологических и природных тайн выживания человека с творческим мышлением, с безудержным желанием создавать руками сакральные и художественные изделия, предметы, украшения. В целом - происходит постепенное погружение в неведомые лабиринты зарождения идеи и её воплощения в реальный артефакт.

Важно отметить, что погружение в изучение традиции для дизайнера не означает его превращение в мастера декоративно-прикладного творчества. искусства. Это означает ежеминутный настрой на поиск еще мало исхоженных троп по меридианам и параллелям культурных ландшафтов.

2015 ГОД - ПРОЕКТ «ЕВРАЗИЙСКАЯ КООРДИНАТА РОССИИ». Прорывом в новое пространство проектно-экспериментальной деятельности мы определили проект № 1 Пимкиной Натальи, где выпускнице магистратуры удалось продемонстрировать компетентный навык композиционного решения тематических плакатов, где центральным акцентом был национально-культурный компонент и локализация конкретного региона РФ с национально-культурным компонентом художественно-графического показателя достижений мастеров и региональных школ мастерства. Проект № 2, выполненный Натальей Кленович, выпускницей 2015 года, был посвящен оформлению книги для детей по мотивам устного народного творчества Крайнего Северо-востока России. Проекты были выдвинуты на Форум РАЕ в 2016 году, авторы получили заслуженное признание за популяризацию художественно-графического и декоративно-прикладного творчества коренных жителей Чукотского автономного округа через тему «Фестивальные маршруты в многонациональной России».

Сравнительный анализ проектов и научных статей студентов наглядно демонстрирует вариативность в границах нашей концепции «о необходимости внедрения национально-культурного компонента в программу обучения творческих кадров» в высшей школе. Рассмотрим несколько работ авторов, студентов ХГФ МПГУ, предоставивших свои разработки.

Удод Наталия Михайловна в статье рассматривает алгоритм формирования обучающего модуля «Хохломская роспись» «кудрина» для подготовки педагогов дополнительного художественного образования. Раскрывает роль педагога гуманитарно-художественного профиля в проектировании учебного алгоритма для бакалавров.

Автор статьи отмечает, что в современных учебных учреждениях большое внимание уделяется подготовке технических кадров. Однако подготовке квалифицированных педагогических кадров в художественном образовании необходимо создавать равные условия.

Обучающий модуль - это комбинированная программа учебной дисциплины, куда входит теоретический блок по теме дисциплины, практический блок заданий, поэтапный алгоритм выполнения задания, требования к качеству представленного практического задания.

Удод Наталия Михайловна предлагает обучающую программу «Хохломская роспись «кудрина». Залог успешного освоения народного декоративно-прикладного искусства зависит от правильного преподавания его основ в художественных учреждениях: детских школах искусств, творческих студиях, колледжах. Художественное наследие во всем его многообразии органично обогащает новые декоративные формы в сочетании с информационными технологиями XXI века. Под влиянием различных этнокультур и в результате глобализации происходит переосмысление национальных традиций при сохранении культурных приоритетов России. Однако грамотное использование народного творчества в современных инсталляциях, дизайнерских проектах является проблемной темой для диалога культур и сегодня.

Эмпирический анализ показал, что учебная практика овладения элементарными умениями и навыками ограничивается формой любительского творчества, а также поверхностной подачей учебного материала.

Прежде всего, современные педагоги по ДПИ получили образование в период перестройки в нашей стране. Перестроечные процессы в определенной степени отразились на стремлении усовершенствовать преподавание с помощью информационных технологий. В нулевые годы компьютеры повсеместно появились в вузах, но русскоязычного формата учебных материалов было катастрофически мало. Такая ситуация длилась несколько лет, использовались переводные тексты, что повлияло на качество каналов передачи учебной информации от педагога к студентам.

Очень часто мы видим, как педагог выполняет функции мастера. Однако призыв к модернизации вузовского образования сегодня предполагает научный подход к изучению предметов. Так, мультимедийные технологии позволяют увидеть каждый элемент в миниатюрных схемах мобильных приложений. Но стежок из крученой нити или крепление декоративного элемента к основе изделия педагог по-прежнему показывает в ручной технике.

Многие авторы в своих работах уточняют роль и значение декоративно-прикладного искусства для развития отечественного туризма, сувенирной продукции, моделирования одежды, проектирования бытовой культуры (интерьеров), оформления печатной и рекламной продукции и, в целом, для международного рейтинга страны. Научные статьи переполнены предложениями о развитии созидательной активности студентов, о необходимости вовлечения в социально-продуктивную практику действий. Несомненно, что выводы являются важными. Но где конкретные предложения? К сожалению, они не так часты.

Каждый пласт культурного наследия необходимо выделить как уникальный вид творчества. Более того, каждый вид творчества необходимо не просто изучать в учебной аудитории.

Все формы диалога культур следует осваивать в научно-экспериментальной лаборатории, где каждый «растительный завиток», «композиция из трех элементов», также, как и «рельефный декоративный шов» для предмета-артефакта будут сформулированы с точки зрения культурной значимости, идентификации локальных школ художественного мастерства.

Однако педагогов, которые владеют профессиональным мастерством на том же уровне, на каком мастера ХХ века изготавливали предметы традиционной бытовой культуры для городских, районных и областных музеев, к сожалению, очень и очень мало.

Поверхностное отношение к изучению декоративно-прикладного искусства приведет еще к большей нивелировке ценностных канонов и угасанию притока молодежи в мастерские народного творчества. Использование готовых клише из интернета для изготовления сувенирных кукол в «квази-фольклорных» костюмах – тому пример.

Автор статьи Н.М. Удод – педагог, специалист по хохломской росписи. к её мнению стоит прислушаться. Если не поддерживать и не позиционировать достижения мастеров хохломской росписи, то нюансы росписи могут постепенно угаснуть. Сейчас в салонах можно видеть художественную эклектику, а иногда и прямое нарушение канонов росписи. Чтобы не допустить дальнейшее разрушение культурных канонов российского хохломского промысла, необходимо настойчиво и грамотно вести беседу со студентами, объяснять преимущество учебно-познавательной и исследовательской работы, фокусировать внимание на технических методах и средствах реализации и воспроизведения приобретенных знаний.

Наталия Михайловна Удодпредлагает использовать учебную программу «Хохломская роспись» в новой технологической проектной обработке. Традиционные приемы известны отдельным мастерам, но современная молодежь приучена к восприятию учебного материала в формате мультимедийных технологий. Следовательно, надо учитывать данный фактор при подготовке молодого поколения педагогов в новых образовательных условиях. Использование мультимедийных технологий в обучении является вспомогательным средством взаимодействия преподавателя и студентов. Это не заменяет традиционные методы обучения, но дополняет образовательный процесс новой полезной информацией более эффективно.

В качестве реального продукта она предлагает спроектировать обучающий модуль «Алгоритмы создания творческих проектов в стиле «Хохломская роспись: кудрина» с использованием видеороликов и мультимедийных сюжетов.

Работа Ольги Дмитриевны Кулешовой детализирует новую профессионально-педагогическую нишу на художественно-графическом факультете, связанную с поиском визуальных индикаторов в работах студентов с использованием возможностей коммуникативного дизайна.

Автор отмечает, что сегодня в обществе установлена сетевая многоканальная система коммуникации. Многие смыслы философского, эстетического контекстов воспринимаются индивидуально, но не всегда корректно и однозначно. Важным инструментом дизайнера-графика автор выделяет визуальные индикаторы, помогающие понять нравственную и эстетическую позицию автора работы.

Эмпирический метод анализа ситуаций в студенческой аудитории в процессе представления домашних заданий позволяет сделать 2 вывода.

  1. при сборе и систематизации тематической информации у дизайнеров-графиков формируется новое, более конкретное представление об объекте, в границах которого идет исследование;

  2. представленные материалы домашнего задания с помощью индикаторов, имеющих свою формулировку, помогают определить нравственные установки и эстетические предпочтения студента-дизайнера.

Иногда педагоги называют этот феномен «визуальная ассоциация», «профессиональное мышление дизайнера», «конструктивно-образное мышление». О.Д. Кулешова не спорит со специалистами-практиками. Она целенаправленно ищет свой подход к пониманию данной, определяющей квалификационно-компетентную подготовленность, заинтересованность. Истоки личностной мотивации студента к поиску материалов с конкретными визуальными индикаторами могут помочь выстроить карту информационной привлекательности Интернет-ресурсов, сравнительного анализа международных и российских сайтов, предназначенных для студентов. В перспективе можно определить по результатам поисковой деятельности студентов каждого учебного курса, на каком этапе выполнения проектного задания формируются контуры психологической подготовленности к созданию социально-ценностной продукции (или не формируются таковые).

Коммуникативный дизайн подробно рассмотрен в учебниках, пособиях педагогов-практиков, как промышленный формат деятельности. В этом направлении разработано огромное количество подвидов коммуникативного дизайна, от штамповки на авторучке до логотипа на костюме космонавтов и на пульте управления в лаборатории, где управляют процессами нано-технологий.

Но сегодня наступило время, когда от поверхностных объемно-пространственных представлений мы переходим к изучению первоосновы человеческой деятельности в художественном и графическом её выражении.

Тезис 1: информационная глобализация порождает стремление к удержанию в памяти человека первых шагов его деятельности.

Тезис 2: формат структурно-информационной дифференциации объектов, процессов деятельности, качественных показателей преимуществ требует детализации востребованных данных. И чем подробнее будет эта детализация, тем выше по значимости данный информационный продукт исследователя.

Коммуникативный дизайн конкретизирует и озвучивает алгоритм действий, которые мало понятны и практически невидимы для постороннего глаза. Дизайнер находит языковые единицы в виде орнаментов, приемов декоративных швов, способов стыковки разных по фактуре материалов, приёмов по созданию однотонной рельефной поверхности, и способов этой деятельности. Знаковые изображения несут не только эстетическую функцию, но и выполняют функцию сигнального сообщения о ценности историко-культурного артефакта.

Как видим, дизайнер выполняет уникальную работу исследователя, которая в образовательном пространстве пока не оценена по достоинству. Результаты такой работы должны быть лицензированы, что поддерживает автора такого продукта с позиции признания его научных достижений.

В статье Екатерины Николаевны Красавкиной предлагается авторский подход к популяризации художественного наследия в условиях информационной глобализации. Представлен новый метод триады. В процессе экспериментально-проектной разработки использована особенность устного народного творчества Крайнего Северо-востока России.

На современном этапе развития образовательной индустрии в условиях информационной глобализации среди специалистов, ученых и педагогов-практиков возрастает понимание ценности научно-художественного инструментария и механизмов популяризации культурного наследия народов планеты. Данное направление в мировой культуре имеет разные формы интерпретации. Назовем наиболее крупные по количеству выпускаемой продукции: фестивали сказочников, мультфильмы, детские книги, изготовление кукол в народных костюмах.

Культурно-историческое, художественно-графическое и природно-ландшафтное наследие в локальных территориях стран планеты мы выдвигаем важными компонентами исследовательской деятельности в процессе систематизации уникальных баз данных в единый информационно-образовательный контент для дизайнеров. Интеграция баз данных предназначена в качестве познавательной платформы, активизирующей креативное мышление в проектах педагогов, в работах иллюстраторов, художников, дизайнеров.

В качестве навигатора проектно-художественного маршрута Е.Н.Красавкина предлагает популяризацию культурного наследия народов полярной территории планеты. В проектах элементом новаторства к освоению культурных достижений локальных ареалов стран в формате печатного (информационно-рекламный плакат, книга) и цифрового информационно-образовательного контента автор отмечает роль «локализации» - то есть обработке одновременно на языках европейского и восточного континентов (по выбору автора проекта или заказчика).

Сегодня информационная глобализация дала всем народам прорыв в новую эру виртуальной коммуникации. Екатерина Николаевна Красавкина отмечает, что появилась опасность разрыва между современной мировой культурой с техно-информационным ключом общения и традиционным творчеством локальных культур.

Вывод. Популяризация культурно-исторического наследия имеет для современного общества непреходящее значение: вырабатываются и формируются нравственные нормы поведения и эстетические критерии оценивания, развивается чувство причастности за сохранение и ответственности за передачу знаний о культурном наследии с помощью интеграции информационных, коммуникативных, художественно-эстетических, лингвистических особенностей.

Литература

  1. Ткалич С.К. Консультации по теме «Сравнительный анализ научных работ в контексте целеполагания идеи и образовательной стратегии в высшей школе (магистратура, аспирантура). Художественно-графический факультет МПГУ. 2016.

  2. Кулешова О.Д. Статьи в сборнике «Научная школа дизайна». ХГФ МПГУ. 2016.

  3. Красавкина Е.Н. Преемственность художественно-графического наследия в современных проектах студентов-дизайнеров на основе образовательного информационного контента «Этнодизайн России». Перевод: Continuity of artistic and graphic heritage in modern projects design students based on the educational content «Ethno-design Russia». Данные о публикации: Rossijsko-kitajskij nauchnyj zhurnal «Sodruzhestvo» // Ezhemesjachnyj nauchnyj zhurnal, - g. Novosibirsk, 2016, № 4 (4), chast' 1, s. 47 - s. 51

  4. Удод Н.М. Педагогические компетенции как основа создания инновационных проектов в хохломской росписи (обучение педагогов для кластеров сувенирной индустрии. //Форум РАЕ-2016

Просмотров работы: 260