ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из первостепенных задач развития региона на современном этапе является поддержка малого предпринимательства. Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В Европе, США и Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% в общей численности занятых.

Развитие мелкого предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики региона, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Эффективное функционирование малых предприятий вызвано рядом их преимуществ по сравнению с крупными фирмами. Во-первых, для создания малого предприятия не требуется значительных капиталов, большого штата работников, огромных затрат на оборудование. Во-вторых, их отличает близость к местным рынкам и приспособление к запросам потребителей, производство продукции небольшими партиями, исключение лишних звеньев управления и т. д.

Малый бизнес сильно зависит от конъюнктуры. Небольшие размеры не позволяют создать внутри фирмы современные структуры и эффективное специализированное управление. Для большинства мелких фирм характерно единство собственности и управление. Большинство отношений внутри фирмы и партнерами по бизнесу строится на основе неформальных связей. Небольшие фирмы часто обращаются к неформальным рынкам ресурсов, финансируют бизнес с помощью кредитов частных лиц, используют собственные средства и средства друзей и близких. Не редкость в малом бизнесе и использование неформального и даже теневого рынка труда (привлечение нелегальных эмигрантов, несовершеннолетних и т.д.). Конкурентные преимущества и рентабельность производства обеспечивается за счет неявных издержек, в основе которых часто лежит высокая (выше чем на крупных предприятиях) интенсификации труда и продолжительность рабочего дня, низкая по сравнением с крупным бизнесом оплата ресурсов. Все это и определяет крайне неустойчивый и высоко рисковый характер малого бизнеса. Одним словом, главное отличие малого предпринимательства состоит в том, что независимо от государственной принадлежности, оно в большинстве случаев является типичным интуитивным бизнесом. Без активной поддержки крупного бизнеса и государства малый бизнес является источником экономических и социальных рисков.

Проблемы развития малого бизнеса в России одинаковы для всех регионов. К важнейшим из них можно отнести недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств, трудности с получением банковских кредитов (что усугубляется последствиями кризиса), нехватка квалифицированных кадров (причем как рабочих, так и служащих), сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата, ограниченные возможности получения лизинговых услуг, высокий уровень коррупции.

Итак, малые предприятия в российских регионах сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема – недостаточная ресурсная база – как материально-техническая, так и финансовая. Очевидно, что региональные бюджеты не могут стать источником средств, необходимых для масштабного стимулирования малого предпринимательства. Остается надеяться на кредитные ресурсы, но они незначительны, к тому же крайне трудно реализуемы при достаточно высоком уровне инфляции.

Следующая проблема – законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а в некоторых существенных положениях вообще отсутствует. В настоящее время малое предпринимательство находится в условиях, которые весьма отдалены от тех, которые должны быть присущи рыночным отношениям.

Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных финансовых затрат.

Для стимулирования развития малого предпринимательства в регионах возможно осуществление следующих мероприятий:

  • устранение административных барьеров на различных стадиях предпринимательской деятельности;

  • развитие областного фонда гарантий по кредитам малого биз­неса, предоставление гарантий по инвестиционным программам и проектам субъектов малого предпринимательства;

  • организация и развитие лизинговых услуг для субъектов мало­го предпринимательства.

  • создание малых предприятий на базе реформируемых крупных и средних предприятий;

  • использование имущества неэффективных и неплатежеспособ­ных предприятий в качестве ресурсного обеспечения малого биз­неса;

  • привлечение субъектов малого предпринимательства к реали­зации действующих механизмов, направленных на осуществление проектов и программ по реформированию предприятий и органи­заций, находящихся в кризисном состоянии;

  • внедрение эффективных механизмов взаимодействия крупных и средних предприятий с малыми, способными встраиваться в их технологические цепочки.

Важнейшей задачей стимулирования развития малого предпринимательства на региональном уровне должно стать создание своеобразной сети поддержки, включающей:

- финансовую поддержку (наличие многочисленных доступных источников рискового капитала);

- материально-техническую (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе на льготных условиях, средств производства – зданий и сооружений, техники, оборудования, транспортных средств и т. д.);

- информационную (обеспечение возможностей пользования информационными сетями, доступа к базам данных и т д.);

- консультативную (развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов).

Инвестиции имеют первостепенное значение для реструктури­зации региональной экономики и социальной сферы области. Привлечению дополнительных финансовых ресурсов в регион из различных источников способствуют следующие мероприятия:

  • участие региональных структур, отдельных предприятий и организаций в федеральных целевых программах;

  • реализация целевых инвестиционных областных программ;

  • привлечение заемных средств под гарантию областного бюдже­та на реализацию эффективных инвестиционных проектов;

  • стимулирование иностранных инвестиций;

  • аккумулирование денежных средств населения, в том числе через областные займы;

  • продажа земли под приватизированными объектами;

  • создание и развитие лизинговых фондов;

  • продажа пакетов акций, находящихся в собственности регио­нов, на коммерческих конкурсах с инвестиционными условиями.

Просмотров работы: 598