В настоящее время при формировании стиля управления у менеджера учитывается эффективность конкретного стиля руководства для данной организации.
Эффективность стилей руководства по отдельным элементам деятельности организации представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Эффективность стилей управления
Слагаемые эффективности |
Авторитарный стиль |
Демократический стиль |
Либеральный стиль |
Эффективность достижения цели |
Обеспечивает выживание в случае кризиса; Снижение убытков при работе в условиях дефицита; Малые затраты на менеджера; Низкая мотивация сотрудников в экономии ресурсов |
Использует рыночные шансы для заинтересованных сотрудников; Снижение убытков при отсутствии менеджера; Большие затраты на координацию работ; Высокая мотивация сотрудников в экономии ресурсов |
Предоставляется сотрудникам полная свобода действий для работы и самореализации; Высокие затраты на протяжении всей деятельности организации; Плохая координация работ; Низкая мотивация сотрудников |
Эффективность выполнения работ |
Быстрое решение; Использование творческого потенциала только лидера; Четкое расположение ролей; Зависимость от лидера |
Медленное решение; Использование творческого потенциала лидера и сотрудников; Неясное разделение ролей; Независимость от лидера |
Медленное решение; Использование творческого потенциала только сотрудников; Отсутствие разделения ролей; Независимость от лидера |
Социальная эффективность |
Потеря инициативы среди сотрудников; Только организованная забота о молодежи |
Инициативность, предприимчивость сотрудников; Более высокая заинтересованность в будущей смене менеджеров |
Инициативность, предприимчивость сотрудников; Отсутствие какой-либо заинтересованности и заботы о персонале и его развитии. |
Источник: Мясоедов С. Как успешно управлять компанией // Управление персоналом. – 2006. - № 15. – С. 33.
У каждого стиля руководства есть недостатки и преимущества, но, возможно на конкретном предприятии какие-то из недостатков не будут иметь большого значения: в одних организациях инициативность и использование творческого потенциала не будут актуальны, а жесткий контроль качества работы или быстрое принятие решения будет намного важнее; в других - не нужно четкое разделение труда или строгий контроль руководителя, а сплоченность коллектива, инициативность имеют первостепенное значение. Это необходимо учитывать при формировании стиля руководства на предприятии.
Существуют несколько существенных различий в подходе к определению оптимального способа достижения эффективности организации.
Сторонники автократичного и ориентированного на работу метода утверждают, что
Автократичный стиль руководства, особенно благосклонная автократичность, более эффективно влияют на производительность, так как подкрепляют единоличную власть руководителя и тем самым увеличивают его или ее возможности влиять на подчиненных, побуждая их к достижению целей организации.
Сосредоточение на работе дает максимальную производительность, потому что руководитель может многое сделать для повышения эффективности труда, в то время как изменить человеческую натуру он бессилен.
Сторонники демократичного, ориентированного на человека стиля руководства считают, что:
Если не принять вовремя меры, то власть исполнителя может увеличиться до такой степени, что подорвет влияние руководителя и создаст в организации дополнительные проблемы.
Ориентированный на человека подход обеспечивает максимальную производительность потому, что люди, непосредственно выполняющие работу, более всех способны перестроить ее таким образом, чтобы добиться наибольшей эффективности. Кроме того, ориентированный на человека стиль руководства увеличивает удовлетворенность сотрудников.
Считая, что демократичныйили ориентированный на человека стиль всегда предпочтительней, чем авторитарный, они исходят из того, что между удовлетворенностью и производительностью существуют причинные отношения. Они рассуждают так:
Стиль руководства => Влияет на удовлетворенность => Влияет на качество работы организации
Существо их утверждения состоит в том, что демократичный стиль, если его правильно применять, всегда повышает степень удовлетворенности, а большая удовлетворенность всегда ведет к более высокой производительности труда.
Специальные исследования показали, что хотя в условиях авторитарного стиля руководства можно выполнить в количественном отношении в два раза больший объем работы, чем в условиях демократического, но качество работы, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут на такой же порядок ниже. Из этого можно сделать вывод, что авторитарный стиль эффективнее и предпочтительнее для руководства простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты, а демократический для руководства сложными, где на первом месте выступает качество.
У демократичного стиля есть свои привлекательные стороны, успехи и недостатки. Поскольку теплые, человеческие взаимоотношения и свобода действий приятнее, чем сухие инженерные расчеты и жесткое структурирование заданий, стиль руководства, ориентированный на человека, всегда будет привлекателен для многих. Безусловно, можно было бы решить многие организационные проблемы, если бы совершенствование человеческих отношений и участие трудящихся в принятии решений всегда вели бы к большей удовлетворенности и более высокой производительности. К сожалению, этого не происходит. Ученые встречали ситуации, где трудящиеся участвовали в принятии решений, но, тем не менее, степень удовлетворенности была низкой, а также ситуации, где удовлетворенность была высокой, а производительность низкой.
Исследователи считают, что эффективное управление организацией возможно лишь при оптимальном соотношении между стилем руководства, удовлетворенностью и производительностью. За последнее время эта область знаний привлекает много внимания. Ниже кратко изложим полученные в исследованиях выводы о соотношении удовлетворенности, стиля руководства и производительности:
Во многих ситуациях демократичный и ориентированный на человека стиль не приводит к большей удовлетворенности.
В ситуациях, где исполнители действуют на уровне более низких потребностей, демократичный стиль может снизить степень удовлетворенности. Однако участие работников в принятии решений, как правило, оказывает положительное влияние на удовлетворенность большинства сотрудников, находящихся на более высоком иерархическом уровне, чем рабочие. Отмечались также случаи, когда этот стиль был успешным и по отношению к малоквалифицированным рабочим.
Высокая степень удовлетворенности, как правило, снижает текучесть кадров, прогулы и производственные травмы. Это же обычно, но не всегда, увеличивает производительность. Однако низкая текучесть кадров не обязательно свидетельствует о высокой степени удовлетворенности.
Более высокий моральный настрой и большая удовлетворенность, однако, не всегда повышают производительность.
Некоторые ученые считают, что к высокой производительности ведет не высокая степень удовлетворенности, а высокий уровень индивидуальной выработки, особенно, если он вознаграждается. Лоулер и Портер отмечают:
«Если мы исходим из того, — а это логично с точки зрения теории мотивации — что вознаграждение приносит удовлетворенность и что в некоторых случаях уровень выработки влечет за собой вознаграждение, тогда, возможно, зависимость между удовлетворенностью и уровнем выработки осуществляется через действие третьей переменной — вознаграждение. Короче говоря, хороший уровень выработки может привести к вознаграждению, что, в свою очередь, ведет к удовлетворенности; тогда эта формулировка означала бы, что не удовлетворенность обусловливает уровень выработки, как предполагалось выше, а сама она обусловливается этим уровнем».
Следовательно, согласно этой точке зрения, стиль поведения руководителя повлияет на удовлетворенность подчиненных только при соблюдении следующих двух условий:
Стиль поведения приводит к повышению производительности.
Более высокая производительность вознаграждается, что ведет к большей удовлетворенности.
В исследованиях поддерживается точка зрения, согласно которой высокий уровень выработки скорее является причиной удовлетворенности, а не ее следствием. Другими словами, люди испытывают удовлетворенность благодаря более высокому уровню выработки.
В исследованиях постоянная зависимость между стилем руководства и эффективностью не была выявлена. Это означает, что ни один стиль руководства не может считаться лучше других во всех случаях. В руководстве, как и в выполнении управленческих функции, эффективный руководитель анализирует ситуацию, чтобы определить соответствующий курс действий.
Целесообразность использования того или иного стиля руководства в зависимости от определенных организационных ситуаций рассматривается в популярном в наши дни ситуационном подходе в управлении. Ситуационная теория уточняет и обогащает предыдущие исследования стилей поведения руководителя, акцентируя внимание на степени профессиональной подготовленности и психологической зрелости (мотивированности) членов руководимой им группы.
Во взаимодействии руководителя с подчиненными выделяются директивные (т.е. ориентированные на результат) и поддерживающие (ориентированные на людей) аспекты поведения. В зависимости от силы выраженности каждого из них можно выделить четыре стиля руководства:
S1 - инструктирующий – максимум директивности, минимум поддержки;
S2 - убеждающий - максимум директивности, максимум поддержки;
S3 - поощряющий - минимум директивности, максимум поддержки;
S4 -делегирующий - минимум директивности, минимум поддержки.
При выборе руководителем того или иного ситуационного поведения главное, чем стоит руководствоваться, - это готовностью подчиненного в момент постановки задачи к ее реализации. Готовность в свою очередь зависит от способности подчиненного к реализации задачи (т.е. его опыта, знаний и умений) и от настроя на работу (мотивация, заинтересованность в качественном выполнении задания). В результате комбинации приведенных факторов выделены четыре варианта готовности подчиненного к качественному выполнению задания:
R1 - при отсутствии способностей и настроя на работу;
R2 - при отсутствии способностей, но желании хорошо справиться с заданием;
R3 - при высоких способностях, но отсутствии настроя на работу;
R4 - при высоких способностях и желании качественно справиться с работой.
Максимально успешное и эффективное руководство, высокая результативность выполнения задания бывают тогда, когда избранная руководителем модель ситуационного поведения ориентирована на соответствующую степень готовности подчиненного, а именно:
инструктирующее поведение S1 при готовности подчиненного R1;
убеждающее поведение S2 при готовности подчиненного R2;
поощряющее поведение S3 при готовности подчиненного R3;
делегирующее поведение S4 при готовности подчиненного R4.
Согласно этой модели, низкая эффективность управленческой деятельности (в том числе некачественное выполнение производственных заданий и напряженность во взаимоотношениях руководителя и подчиненного) обусловлены неверно избранным стилем ситуационного поведения.
Итак, мы видим, что современные теории управления помогают руководителям осваивать наиболее эффективные методы и способы взаимодействия со своими сотрудниками с учетом конкретных организационных ситуаций.
Рассмотрев стили управления и проанализировав их влияние на производительность, можно сказать, что руководитель может существенно изменять внешние способы и приемы поведения, используя при этом вспомогательные, дополнительные детали, если основной стиль руководства не соответствует требованиям текущей ситуации. Но руководитель не может бесконечно пренебрегать своими личностными и стилевыми особенностями, поэтому в сложной или экстремальной ситуации человек, вероятнее всего, начинает использовать наиболее близкий ему стиль руководства.