Междисциплинарные связи позволяют согласовать дисциплины учебного плана по целям и содержанию. В процессе взаимосвязанного изучения в разных дисциплинах одно и то же понятие наполняется комплексным содержанием, при этом раскрываются разные стороны и признаки объекта. Формируются межпредметные, универсальные понятия, усвоенные при изучении нескольких дисциплин.
Использование междисциплинарных связей позволяет системно подойти к организации процесса обучения, мотивировать школьников к активному изучению всего комплекса предметов. Междисциплинарные связи могут выступать в качестве конкретного педагогического средства, с помощью которого решаются учебно-воспитательные задачи.
Формирование целостной картины мира у младших зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относят воспитание, образование, внешнюю среду, в которой живет человек, этнические особенности среды, к субъективным – психику, психическое и эмоциональное состояние личности и т.д.
В зависимости от объективных и субъективных факторов у разных людей элементы картины мира различаются по адекватности, полноте и глубине, что обусловлено их возрастом, жизненным опытом, особенностями мыслительной деятельности, менталитета и т.д. Процесс формирования целостной картины мира в сознании человека складывается в результате определённого типа мировидения, включающего в себя миропонимание, мироистолкование, мироощущение, миропреобразование. Это сложный, многоэтапный процесс, в котором структурно можно выделить: восприятие, преломление через «я» новых знаний и новых ощущений; осознание информации, связанное с мыслительной и чувственной деятельностью; формирование «собственной картины мира» в сознании индивида. Существует прямая зависимость представлений о мире от знаний субъектом об этом мире: недостаточные знания делают «картину мира» неполной.
Современное состояние развития школьного образования актуализирует проблему внедрения в учебный процесс информационных технологий, формирование новой, информационно-образовательной среды. Информационные технологии становятся главным фактором влияния на качество и содержание среды.
Под «информационной средой» понимают часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида; систему средств общения с человеческим знанием; хранение, структурирование и представление информации, ее передача, переработка и обогащение; совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности.
В состав компьютерных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты, способы, использования которых регламентируются в методическом обеспечении образовательного процесса. Таким образом, информационно-образовательная среда нами рассматривается как представляющее собой совокупность разнородных факторов образовательного процесса, обеспечивающих личности познание и развитие с применением информационных технологий. Важнейшей характеристикой информационно-образовательной среды является ее интегративность и целостность.
Определение уровней сформированности целостной картины мира у учащихся начальных классов осуществлялось с помощью авторской методики исследования категориальных структур мировосприятии С.В. Тарасова. Диагностическое исследование, в которое было вовлечено 77 учащихся начальных классов, подтвердило теоретические выводы о многовариантности процесса формирования целостной картины мира.
Обобщив результаты диагностики, мы выделили следующие уровни:
- высокий уровень сформированности целостной картины мира: дети понимают содержание категорий мировосприятия точно и полно, устанавливают взаимосвязи между представлениями об объектах и явлениях в реальных условиях, выделяют некоторые существенные признаки объектов и явлений, находят разницу между существенными и несущественными признаками, устанавливают основные причинно- следственные связи;
- средний уровень сформированности целостной картины мира: дети понимают содержание категорий мировосприятия, но не используют в своей речи, преобладает эвристически-репродуктивный тип мышления, достаточно полные знания признаков, свойств, объектов, представления у детей данного уровня отчетливые, правильные, но при установлении взаимосвязей между представлениями об изображениях и представлениями о реальной действительности они испытывают затруднения; ученики выделяют взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений в реальных условиях, но самостоятельно отличить существенные и несущественные признаки затрудняются;
- низкий уровень сформированности целостной картины мира: учащиеся не могут объяснить смысл категорий, затрудняются в распознавании объектов и явлений среди изображений, приборов, описаний, однако в реальных условиях иногда их определяют, преобладает репродуктивный тип мышления, ошибочные знания признаков, явлений; не могут установить причинно-следственные связи, не могут самостоятельно выделить существенные признаки объекта или явления, хотя выделяют достаточно большое количество несущественных признаков.
В результате проведенного исследования на этапе констатирующего и формирующего эксперимента, мы получили следующие данные (таблица 1).
Таблица 1.
Уровни сформированности целостной картины мира у младших школьников (%)
Уровни |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
|||
Констатирующий этап |
Формирующий этап |
||||
Высокий |
25 |
26 |
24 |
29 |
|
Средний |
37 |
40 |
36 |
46 |
|
Низкий |
38 |
34 |
40 |
25 |
Учет этнокультурных особенностей Республики Северная Осетия-Алания в организации образовательного процесса в информационно-образовательной среде позволил использовать концепты материальной и духовной ценностей народа. В содержание были включены экологические традиции, обычаи и обряды осетин в природопользовании, образы домашних животных в народном фольклоре, литературе, изобразительном искусстве, традиции родословной, дом, жилище, сакля, обычаи и обряды осетин, связанные с жилищем.
При освоении окружающего мира важную роль играют познавательные процессы, в которых мыслительные операции занимают особое место. Поэтому большой акцент в данном исследовании ставился на развитие мышления, способности к анализу и синтезу, определяющей способность младшего школьника оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Наряду с этим в учебной деятельности обеспечивается инициативность в познавательной деятельности. Умение проводить отладку (исправление ошибки в процессе работы) формирует способность самостоятельного поиска способов и средств деятельности, самостоятельность суждений, а также наблюдательность, склонность искать причины ошибки, искать место данному факту среди явлений, перенос этого умения на жизненные ситуации, что часто является условием формирования в сознании младших школьников целостной картины мира. Ребенок понимает и принимает допустимость разных ответов на один вопрос. У него формируется склонность к размышлению, потребность и умение аргументации своего мнения.
Список литературы:
1. Тарасов С.В. Образ мира: Опыт изучения категориальных структур мировосприятия школьников. Научное издание. – СПб., РАО, Ин-т образования взрослых, 1996. – 75 с.
2. Тимошкина Н.В. Современные модели усвоения знаний с применением средств компьютерных технологий //Современный урок: новые подходы к организации /Международные дистанционные методические чтения. – ЦДИП «INet». – 2014. – С. 77-79.
3. Тимошкина Н.В. Электронные образовательные ресурсы как средство развития учебной мотивации школьников //Закономерности и тенденции инновационного развития общества /Материалы Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 232-234.