ИНТЕГРАЦИЯ ВИДОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ЦЕЛОСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНТЕГРАЦИЯ ВИДОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ЦЕЛОСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

Климкина М.Н. 1, Алексеенко Е.В. 1
1Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орел, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование у младших школьников представления о целостной картине мира невозможно без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования, возникшей на основе всеобщности и единства законов природы, целостности восприятия субъектом окружающего мира. Интегрированный урок способствует личностно значимому и осознанному восприятию знаний, усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать учебное время за счет исключения дублирования и повторов. Интеграция охватывает все виды художественно-творческой деятельности детей: игры, изодеятельность, художественно-речевую, музыкальную), и основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к деятельности эстетического характера, а также памяти и внимания). Использование смежных искусств создает разнообразные возможности для оптимального пути ученика к глубокому, яркому и верному восприятию и постижению искусства: для одних благоприятным моментом является музыка, которая помогает войти в необходимое настроение, другие идут от зрительного образа, для третьих основное - слово. Поэтому на уроках ИЗО необходимо использовать материалы уроков чтения, технологии, русского языка, природоведения, музыки и др. Воздействие литературы, музыки и ИЗО в единстве не идентично ни одному из видов искусств, изучающихся изолированно. Вступая во взаимодействие, различные виды искусства обеспечивают формирование у учащихся целостного художественного образа. Изучение народной игрушки базируется на знаниях из самых разных областей наук и искусств. Так, симметрические преобразования изучаются в математике; семантика и этимология образов народных игрушек - в истории и этнологии; исходные формы игрушек - цилиндр, конус - в геометрии; свойства глины - в природоведении; рельеф - в географии. На уроках технологии лепка по мотивам народной игрушки способствует не только более целостному восприятию школьниками ДПИ, но и развивает различные области руки: предплечья, пальцев и т.д. Работа над лепным орнаментом положительно влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувственными. В чем же математическая «соль» народной игрушки? Приобщение детей к миру абстрактных математических образов, представлений: к таким понятиям, как множество, элемент множества, объединение множеств, дополнение. Для ребенка привлекательны не только множества предметов, но и звуков, движений, форм, цветовых оттенков, ритмов и пр. Так, первые игрушки - погремушки, приобщают его к миру звуков и форм. Слушая погремушку, ребенок производит одно движение и множество движений, возникает множество звуков, ребенок различает один шум и много интенсивных шумов. Шарообразные, яйце-, груше-, фасолевидные, цилиндрические, крестообразные постепенно вводили ребенка в мир звуков и геометрических пространственных форм. Изящная, пропорциональная, гармоничная внешность облика дымковской игрушки позволяла организовать работу с детьми по формированию понятия множества: это уточки, это птицы, это рыбы, это горшки, а это посуда. Выявление, выделение одного представителя (элемента) множества решалось старинной русской игрой в бирюльки: ведерко, кувшинчик чашечка и т.д. высыпались на стол, и ребенок должен был собрать их в плошку. Множество как единое целое состоит из элементов. Ребенок в этой игре составлял множество. Дымковская игрушка и та же идея: множество и его элемент. Нянька с детьми - это объединение двух множеств. Поставим их отдельно. Имеем множество детей и множество, состоящее из одного элемента - няньки. Составив как было, - объединим множества. Дети - дополнение к няньке до основного множества - всей скульптурной композиции. Богородская игрушка предваряет формирование счетной деятельности ребенка: бабочки на колесиках, взмахивающие крылышками, а сложенные крылья формируют представления о красоте симметричных форм; конь-качалка и сабля, шарик из опилок на длинной резинке, обеспечивающий сенсорное восприятие формы. Понятийные МПС имеют особое значение для формирования естественнонаучных понятий. Так, на уроке окружающего мира дети знакомятся с понятием «лиственные», «хвойные» деревья. На уроках ИЗО это понятие закрепляется в рисовании веток лиственного и хвойного деревьев, на уроках технологии – в соответствующей лепке, при этом понятие не просто дублируется, а ассоциативно закрепляется. Знания о народной игрушке, полученные учащимися на уроках ИЗО и технологии помогут им на уроках истории при изучении тем «История в архитектурных памятниках», «История вещей», «История в символах и знаках», «Путешествие в древнюю Москву», «В гости к мастеру», «Во дворце, в усадьбе и избе…» В результате такого подхода дети ясно представляют создаваемый художественный образ, что влияет на решение творческих задач в ходе художественно-практической деятельности.
Просмотров работы: 389