ЗАЧЕМ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА? - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗАЧЕМ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА?

Щипакина О.А. 1, Яковлева Л.А. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, соответствующие возрастным возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Во время занятий по физическому воспитанию у ребенка повышается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, существенной стороной действия которого является повышение эмоционального тонуса.

В связи с этим все актуальней становиться проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека, и, прежде всего подрастающего поколения.

На сегодняшний день очень много появилось различных направлений для физического воспитания дошкольников: фитбол-аэробики, степ-аэробики, фитбол-гимнастики, аква-аэробики и т.д. В дошкольном возрасте они используются на физкультурных занятиях, кружковых занятиях и в качестве детского фитнеса.

Фитбол – это особый мяч, изобретенный швейцарским врачом-физиотерапевтом Сюзан Кляйнфогельбах для реабилитации больных с травмами позвоночника. В России он появился в 50-е годы прошлого столетия и быстро стал очень популярным тренажером в спортивных залах. Самая приятная особенность фитбола в том, что для занятий с ним не существует никаких противопоказаний. Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий. [1]

Эффективность применения гимнастических упражнений с фитболами в системе физического воспитания и оздоровления детей подтверждается многочисленными научными исследованиями медиков, педагогов, психологов. Так, Е.Г. Сайкина, С.О. Филиппова, М.М. Борисова и др. рассматривают физические упражнения и подвижные игры с фитболами в рамках внедрения современных фитнес-технологий с целью обновления содержания физкультурного образования подрастающего поколения [4] [2] [3].

В работах Т.С. Овчинниковой и А.А. Потапчук акцентируется внимание на коррегирующем воздействии упражнений с фитболами на организм детей с нарушениями речи. Результативному освоению каждого упражнения способствуют разработанные авторами специальные задания с использованием фитбол-гимнастики, стихов и музыкального сопровождения, координирующих движения и речь, активизирующих артикуляцию и силу голоса. Авторами представлены методики разнообразных форм занятий с фитболами (фитбол-гимнастика, фитбол-ритмика, фитбол-сказки и др.) для детей разных возрастных групп, направленных не только на их оздоровление, но и на горманичное физическое и психическое развитие.[5]

Г.Г. Лукина, А.А. Потапчук обосновали эффективность упражнений с фитболами для профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников. По их мнению, грамотно подобранные упражнения и оптимальная, нарастающая, систематическая нагрузка помогут сформировать у воспитанников правильную осанку, укрепить мышечный корсет и основные мышечные группы, увеличить подвижность позвоночника и суставов.[6] [7]

В содержание оздоровительно-развивающей программы по фитбол-аэробике «танцы на мячах» (Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина) входят более 60 танцевальных комплексов упражнений фитбол-аэробики различной направленности. Упражнения данной программы способствуют повышению физической подготовленности занимающихся, развитию двигательных способностей, а также содействуют профилактике нарушений осанки и плоскостопия.

Требования современной педагогики побуждают специалистов к поиску новых подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Именно этим критериям отвечает методика работы с фитболами, большими оздоровительными мячами. Известны такие направления в работе с дошкольниками, как фитбол –гимнастика, фитбол – атлетика, фитбол – танец, фитбол – коррекция, фитбол – игра[8].

В раздел «Фитбол-гимнастика» входят упражнения и комплексы общеразвивающей направленности, которые служат базой для овладения ребенком основных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых для дальнейшей работы. К ним относятся: строевые, упражнения сидя на мяче (без предметов, с предметами), основные движения шеи, рук, ног, туловища, упражнения типа зарядки, прыжки, основные исходные положения на мяче, акробатические упражнения, (включающие элементы самостраховки), а также упражнения в равновесии, «школы мяча» (перекаты, броски, ловля, отбивание) и упражнения на растягивание и стретчинг.[8]

Упражнения раздела «Фитбол-ритмика» является основой для развития чувства ритма, что позволяет детям свободно, красиво и координированно выполнять движения под музыку соответственно ее структурным особенностям, характеру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. Обретая свободу движений, ребенок может самореализоваться через образ, пластику, показательные выступления, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу. В этот раздел входят: специальные упражнения для согласования движений с музыкой (ритмика), основы хореографии, танцевальные шаги, базовые шаги фитбол-аэробики.[8]

«Фитбол-атлетика» имеет общеукрепляющую направленность и включает упражнения, направленные на формирование и укрепление различных мышечных групп (рук, ног, туловища), развитие силовой и общей (аэробной) выносливости. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения, свободного выражения эмоций и мышечной нагрузки, дает возможность ребенку повысить уровень физической подготовленности, проявить упорство, терпение и выдержку.[8]

«Фитбол-коррекция» состоит из упражнений профилактико-корригирующий направленности, которые являются основой оздоровления и развития детского организма, формирования у ребенка сознательного стремления к здоровому образу жизни, а также способствуют профилактике различных заболеваний и быстрому восстановлению после физической нагрузки. В этот раздел входят упражнения для формирования, закрепления и совершенствования правильной осанки, профилактики плоскостопия, развития и укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем, упражнения пальчиковой гимнастики, игрового самоммассажа, упражнения на растягивания и расслабление.[8]

Креативно-игровой раздел «Фитбол-игра» предусматривает целенаправленную работу педагога по применению специальных упражнений и творческих заданий, включение музыкально-подвижных игр и эстафет в физкультурно-оздоровительную деятельность, проведение сюжетных уроков. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, развивает выдумку и творческую инициативу. Благодаря использованию упражнений этого раздела создаются возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, внимания, раскрепощённости и свободного самовыражения.[8]

Таким образом результаты современных исследований подтверждают эффективность внедрения фитбол-гимнастики в процесс физического воспитания дошкольников при условии грамотного использования ее широкого потенциала. Соблюдая все требования к проведению занятий по фитбол-гимнастике, можно создать необходимый двигательный режим, положительный психологический и эмоциональный настрой, а также способствовать укреплению здоровья занимающихся, развитию их физических способностей, профилактике различных заболеваний и повышению физической подготовленности.

  1. Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина Фитбол-аэробика для детей «ТАНЦЫ НА МЯЧАХ» Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А.И. Герцена 2008 https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fherzen-ffk.my1.ru%2F_ld%2F0%2F66_Untitled0.pdf&name=66_Untitled0.pdf&lang=ru&c=589bef662021&page=2

  2. Борисова М.М. Модернизация физического воспитания дошкольников с учетом современных фитнес-технологий//Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования:сб.науч.ст.-Минск: БГПУ,2012.-С.53-55

  3. Cайкина Е.Г. Фитнес в модернизации физкультурного образования детей и подростков в современных социокультурных условиях: монография.-СПб.:Образование,2008

  4. С.О. Филиппова Детский фитнес как средство оздоровления дошкольников//Здоровье детей-здоровье нации:сб. материалов межрегиональной науч.-практ. Конф. 28-29 мая 2008г./сост.М.Н.Попова.-СПб.: ЛОИРО,2008.-С.55-58

  5. Т.С. Овчинниковой, А.А. Потапчук Двигательный игротренинг для дошкольников. -СПб.: Речь, 2002

  6. Лукина Г.Г. Оздоровительная направленность упражнений фитбол-гимнастики на занятиях с детьми дошкольного возраста в детском саду//Фитнес: становление, тенденции и перспективы развития:сборн.матер.науч.практ.конф.-СПб.,2006.-С.155-165

  7. Потапчук А.А. Средства лечебной физкультуры в управлении физическим состоянием дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата: автореф.дисс. …д-ра мед. Наук.-СПб.,2005

  8. Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол-аэробика для дошкольников «Танцы на мячах». Парциальная программа.-СПб.:ООО «ИЗДПТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016.-160с

Просмотров работы: 689