«Сталинские высотки» - семь высотных зданий («семь сестёр»), построенных в Москве в конце 1940-х - начале 1950-х годов.
По предложению И. В. Сталина 13 января 1947 года Совет министров СССР принял Постановление «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий». В данном Постановлении были описаны планы по строительству 8 высотных зданий. Предполагается, что количество зданий должно было символизировать 800-летие Москвы, однако строительство одного из зданий, которое велось на месте снесённого Китайгородского района Зарядье, было прекращено после смерти Сталина.
Высотные здания являются вершиной послевоенного «сталинского ампира» в городской архитектуре; они должны были стать «окружением» так и не возведённого Дворца Советов.
Московский государственный университет занимает одну из самых высоких точек на Воробьевых горах – 75 метров над уровнем Москвы-реки, поэтому великолепно просматривается на огромной окружающей территории. Шпиль основного здания МГУ достигает рекордной отметки – 310 метров над уровнем Москвы-реки.
Проект нового здания университета готовил известный советский архитектор Борис Иофан, придумавший небоскреб Дворца Советов. Однако за несколько дней до утверждения «в верхах» всех чертежей зодчего от этой работы отстранили. Создание самой грандиозной из сталинских высоток было поручено группе архитекторов, возглавляемой Л.В. Рудневым.
Ансамбль состоит из 27 корпусов. Самый большой из них – главный, высотой 235 метров. В 60-70-е годы МГУ, как и другие высотки, критиковали за перегруженность декоративными деталями, растянутость и перенапряжение отдельных узлов здания, излишние мало функциональные архитектурные формы.
Рисунок 1. Здание МГУ
Вторая по высоте «высотка» была построена в 1953-1957 годах. Название «Украина» получила в годы правления Хрущёва. При Сталине она имела проектное название «Гостиничное здание в Дорогомилове».
Свой облик гостиница «Украина» получила благодаря группе архитекторов: академика архитектуры, президента Академии архитектуры СССР А. Г. Мордвинова, инженера-конструктора П. А. Красильникова, соавтора по проекту жилых корпусов В. Г. Калиша и соавтора по проекту стилобата - доктора архитектуры В. К. Олтаржевского.
Перед архитекторами и строителями гостиницы Украина стояла непростая задача. Берег Москвы-реки не самое удачное место для возведения высотно здания. Проект здания предполагал, что фундамент всего сооружения должен уходить на глубину 11 метров и на 6 метров ниже уровня грунтовых вод. Решений такой непростой задачи в те годы было два или уже хорошо известная система замораживания грунта или водопонижение с помощью устройства сети насосов. Для отведения грунтовых вод в котловане было предусмотрено более 900 насосных установок.
Здание характеризуется следующим композиционным решением: центральный корпус с башней со шпилем уравновешивают основательность и строгая геометрия флигелей. Угловые башенки и стилизованные под снопы пшеничных колосьев вазоны подчеркивают дворцовую архитектуру здания, а шпиль придаёт ему возвышенную строгость. Советская символика в наружном декоре «Украины» — звёзды, серпы и молоты в обрамлении венков.
Рисунок 2. Гостиница « Украина»
Жилой дом на Котельнической набережной высотой 176 метров построен в 1948-1952 годах по проекту архитектора Дмитрия Чечулина. Центральный корпус дома увенчан обелисками, скульптурными группами и фигурными парапетами. Три более низкие башни и боковые крылья защищают здание с флангов. Высотка гармонично вписывается в сложный ландшафт на стрелке двух московских рек. Она является завершением перспектив небольших улиц и переулков, спускающихся по склонам холмов к излучине Яузы. Здание ритмично и плавно нарастает от краев к центру, в своей главной части достигая 26 этажей.
Всего в здании находятся 700 квартир, 540 из них расположены в центральном объёме (из них 336 двухкомнатных, 173 трёхкомнатных, 18 четырёхкомнатных и 13 однокомнатных). Квартиры в высотке на Котельнической набережной сдавались под ключ. Кухня была укомплектована белоснежной мебелью, везде - дорогой паркет, потолочная лепнина, хрустальные люстры, бронзовые светильники. В санузле - «сталинский» кафель и импортная сантехника. В доме находились кинотеатр «Иллюзион», магазины, почта, кафе, салоны красоты, прачечная, изостудия и шахматная школа, филиал гостиницы «Варшава».
Рисунок 3. Жилой дом на Котельнической набережной
Здание Министерства иностранных дел, построенное в 1948-1953 годах, среди своих высотных собратьев наиболее сдержанно по декору и органично по композиции. В оформлении применены металлические решетки, обелиски и лепнина.
Вертикальная устремленность силуэта (высота здания составляет 172 м) подчеркнута установкой декоративного металлического шатрового завершения, не предусмотренного первоначальным проектом, но ставшего общей чертой для всех семи московских высоток.
Фасад облицован светлыми керамическими блоками, цоколь — красным гранитом. Со стороны главного фасада, на высоте 114 м, из железобетона смонтирован герб СССР площадью в 144 м². Портал здания обработан лепниной (скульптор Г. И. Мотовилов) и снабжен металлическими решетками. Справа и слева от порталов - крупные обелиски из темно-серого камня. В верхних частях выступающих крыльев вырезана дата - «1951», год, когда здание было в основном завершено.
Рисунок 4. Здание Министерства Иностранных дел
Жилой дом на Кудринской площади, довольно эффектно подчеркивает перспективу Садового кольца и расходящихся от него лучей радиальных улиц. Башня зрительно господствует над всем прилежащим районом, территорией зоопарка и Красной Пресни, расположенных на более низких участках ландшафта.
Здание состоит из центрального (24 этажа, высота с башней и шпилем — 156 метров) и боковых корпусов (по 18 жилых этажей), составляющих единый структурный массив, опирающийся на общий цокольный этаж. Всего в здании свыше 450 квартир. В 1955 году балансовая стоимость здания составляла 648 млн рублей.
Технические этажи боковых корпусов были впоследствии модернизированы и превращены в жилые. На них можно попасть по лестнице, поднявшись из подъезда, либо по открытым переходам из центральной башни.
Основная часть здания включает в себя 3 больших подъезда (по 1 на каждый из корпусов) и большое количество малых, отличающихся планировкой. Каждый малый подъезд оснащён одним лифтом, обладает небольшим количеством этажей (не более 12), по 1—4 квартирам на этаж.
Рисунок 5. Дом на Кудринской площади
На Садовой-Спасской улице, дом 21, возвышается еще одна башня, в которой расположен выход из станции метро «Красные Ворота». Здание было построено с 1949 по 1953 годы в самой высокой точке Садового кольца, и его собственная высота составляет 138 метров.
При строительстве основания высотного здания на Лермонтовской площади был применен приём, не имевший аналогов по технической смелости и инженерному искусству: дом высотой 138 метров строили одновременно со станцией метро «Красные Ворота», поэтому какое-то время многоэтажное здание будет находиться на краю котлована, следовательно, грунт осядет неравномерно и высотка накренится. Поэтому решено было специально строить с наклоном. Перед этим грунт по периметру ямы искусственно заморозили по технологии строительства метро. Когда затем он растаял, здание просело и приняло строго вертикальное положение. Такой способ больше никогда и нигде не применялся из-за сложности расчетов.
Техническая сложность конструкции не позволила создать роскошных интерьеров, поэтому данная высотка – самая скромная из всех семи собратьев. Здесь нет той роскоши холлов, как в Университете, и нет Коринских витражей, как на площади Восстания. Самая парадная часть – небольшой вестибюль, отделанный нержавеющей сталью.
Рисунок 6 . Дом на Садовой - Спасской улице
Гостиница «Ленинградская» самая небольшая из высоток – 17 этажей – образует единую пространственную композицию с тремя вокзалами, завершая перспективу Комсомольской площади с юго-запада. Гостиница построена в 1949-1952 годах, архитекторы Поляков и Борецки.
Среди других «высоток» выделяется скромной высотой (всего 136 метров) и утонченностью отделки экстерьера и интерьера. В отделке фасада наряду с белой керамической плиткой использована красная глазурованная керамика. Рёбра и эмблема восьмигранного шпиля, розетки между пилонами и шары на обелисках покрыты золотом.
Рисунок 7. Гостиница «Ленинградская»
Для высотных зданий применялись стальные и железобетонные каркасы. Стальной каркас, по сравнению с железобетонным, являлся более индустриальным, однако его применение влекло большой расход стали. При проектировании восьми высотных зданий в Москве конструкторы разработали третье, промежуточное по степени экономичности и индустриальности решение — стальной каркас, усиленный бетоном, так называемый железобетонный каркас с жесткой арматурой.
Каркасная система позволила свести роль наружных стен к лишь оболочке, изолирующей внутреннее пространство здания от внешних температурных колебаний. Все нагрузки здания теперь передавались на каркас, представляющий собой систему балок и колонн, которые воспринимали вес здания и передавали его на фундамент.
Строительство высотных зданий было огромным шагом вперед на пути индустриализации отечественной строительной отрасли. Московские высотные дома стали экспериментальной базой для множества технологий, примененных в СССР впервые и составляющих основу современной проектной и строительной практики. Высотные здания явились очень требовательными «заказчиками» для строительной промышленности. Это облегчило возможности освоения новой техники. Строительство высотных зданий оказалось экономически прогрессивным фактором – его влияние вышло далеко за пределы рамок строительства самих высотных зданий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кружков Н. Высотки сталинской Москвы. Наследие эпохи./ Н. Кружков - М: Издательство Центрполиграф,2014
2. retrofonoteka.ru
3. countrymoscow.ru