МЕТОДИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Охлопков С.П. 1, Варламов В.В. 1
1ФГБОУ ВО "ЧГИФКиС"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Актуальность. Цель науки в физической культуре и спорте — производство новых знаний, выявление закономерностей направленного исполь­зования факторов воздействия на организм человека с целью фи­зического совершенствования, укрепления здоровья, повышения спортивных достижений, содействия гармоничному развитию лич­ности, формирования теоретических обобщений в области физи­ческой культуры, физического воспитания, спорта. Основным направлением научных исследований является совершенствование системы научно-методического обеспечения подготовки спортсменов высокой квалификации. Управление тренировочным процессом спортсменов невозможно без исследования и комплексного тестирования функциональных возможностей организма. Внедрение в практику подготовки спортсменов информативных методик оценки функционального состояния, является актуальным и позволяет усовершенствовать систему оперативного контроля в условиях учебно-тренировочных занятий и соревнований. Научное обеспечение спортсменов высокой квалификации является важнейшим фактором повышении эффективности системы подготовки [1,2,3].

Цель исследования. Научно-методическое сопровождение высококвалифицированных спортсменов в многолетнем тренировочном процессе подготовки.

Методы и организация исследования. Анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, обследование спортсменов. В исследования приняли участие спортсмены сборной команды «ФГБОУ ВО ЧГИФКИС» в количестве 33 человек. Для определения прироста работоспособности в течение учебно-тренировочного сбора (УТС) был использован метод определения утомления с помощью электрокардиографического контроля (ЭКГ-контроля), разработанного д.п.н., профессором А.И. Завьяловым.

Результаты исследования и их обсуждения. Одним из основных направлений научно-исследовательской работы института является: научно-методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса в системе непрерывного физкультурного образования в специфических условиях Крайнего Севера; мониторинг уровня тренировки спортсменов по видам спорта; совершенствования системы отбора и ориентации подготовки спортсменов в приоритетных видах спорта Республики Саха (Якутия). Основное направление НИЛ это научно-методическое обеспечение развития национальных видов спорта в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия). А так же медико-биологические сопровождение подготовки спортсменов высокой квалификации в олимпийских и национальных видах спорта; изучение физического и функционального состояния студентов с различным уровнем физической подготовленности; определение уровня работоспособности спортсменов в учебно-тренировочной деятельности; изучение психолого-педагогических условий, формирование свойств личности спортсмена, обеспечивающих психическую готовность к выступлению на соревнованиях.

Таким образом, получили данные о срочном тренировочном эффекте (на текущем занятии), а в конце учебно-тренировочного сбора – о кумулятивном (накопленный тренировочный эффект).

Утомление характеризуется баллом в следующем диапазоне: а) 13-18 баллов – утомление отсутствует, нагрузка малая, работоспособность снижается; б) 19-21 балл – небольшое утомление, нагрузка малая, работоспособность снижается; в) 22-25 баллов – умеренное утомление, нагрузка средняя, работоспособность не изменяется; г) 26-28 баллов – острое утомление, нагрузка большая (оптимальная), работоспособность повышается.

У спортсменов наблюдается отсутствие получения максимального тренировочного эффекта на каждом занятии (50% спортсменов) и, как следствие, уровень развития выносливости в лучшем случае остается на прежнем уровне. Лишь у 16 % спортсменов достигнуто максимального тренировочного эффекта, что свидетельствует о повышении их работоспособности. И у 60 % спортсменов нагрузка на занятиях является средней, что приводит к сохранению их работоспособности на прежнем уровне. У 33 % наблюдается снижение работоспособности. Во время проведения учебно-тренировочного сбора было замечено систематическое не довосстановление спортсменов, о чем свидетельствует регистрация электрокардиограммы до начала занятия.

Данные ЭКГ-контроля в покое показывает, если спортсмен полностью восстановлен, то его электрокардиограмма оценивается в 0 баллов. Наличие же утомления на электрокардиограмме в покое характеризуется баллом в следующем диапазоне: а) 1-4 балла – небольшое утомление; б) 5-6 баллов – умеренное утомление; в) 7-8 баллов – острое утомление.

Полученные данные дают возможность косвенно судить о нарушении режима сна и отдыха спортсменов. Если тренировка была до острого утомления (26-28 баллов в нагрузке), то восстановление проходит значительно лучше.

У спортсменов ЧСС находится в диапазоне нормы (60-90 уд./мин), физическую форму можно оценить на «отлично». У некоторых спортсменов показатель физического состояния удовлетворительный, показатели уровня адаптации к физическим нагрузкам, тренированности снижены. У других физическое состояние неудовлетворительное, наблюдается накопленная усталость.

Выводы. Таким образом, нагрузка на тренировочных занятиях характеризуется в основном как малая или средняя, что является недостаточным для приведения спортсменов к оптимальной физической форме. Необходимо повысить плотность нагрузки, подобрать тренировочные задания, чтобы повышать сознательность и активность спортсменов. У большинства спортсменов зафиксировано недовосстановление к утренней тренировке, косвенной причиной чего может служить нарушение режима сна и отдыха, а также малые нагрузки. Комплексное об­следование направлено на то, чтобы определить состояние спортсмена во время тренировочного процесса, для внесения коррективов для решения определенных задач.

1. Гречишкина С.С. Особенности функционального состояния кардиореспираторной системы и нейрофизиологического статуса у спортсменов-легкоатлетов / С. С. Гречишкина, Т. Г. Петрова, А. А. Намитокова // Вестник ТГПУ. − 2011.– Выпуск 5 (107). − 49 – 54.

2. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заве­дений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 264 с.

3.Завьялов А.И., Бизюкин С.В. Адаптация сердечно-сосудистой системы спортсменов к физическим нагрузкам // Теория и практика физической культуры». – М., 2011. – №7. – С. 6−9.

Просмотров работы: 367