ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ: ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ И ПЕРЕУЧИВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ: ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ И ПЕРЕУЧИВАНИЯ

Шакич Г.Б. 1
1Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (МИИТ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос изучения развития двигательной памяти. Представлено исследование ее развития и переучивания на примере школы танцев.

Ключевые слова: Двигательная память, движение, обучение, переучивание, мышечная память.

Введение

Что есть жизнь? Вечный процесс движения. С рождения человек стремится к познанию мира, что возможно благодаря способности накапливать знания, умения и навыки. Память – основная способность, которая позволяет связывать прошлое и настоящее. Без нее невозможно стабильное функционирование организма, иначе индивидуум был бы вынужден непрерывно учиться одному и тому же ежедневно. Память, присущая не только человеку, но и животному, помогающая управлять своим телом, контролировать его, адаптироваться к окружающей среде, а порой обеспечивающая выживание, называется двигательной. Восприятие, запоминание, сохранение и воспроизведение движений – основные ее этапы. Максимальная эффективность отпечатывания в памяти действий достигается путем применения последовательных шагов, учтенных в методике. Представьте спортсмена после полуторачасовой интенсивной тренировки, пытающегося освоить новый элемент, вряд ли из этого получится положительный результат. Но всегда ли усвоенное памятью является безошибочным? Подчас переучивание – процесс более трудоемкий и энергозатратный, нежели процесс обучения. Однако, все подлежит исправлению, иначе жизнь была бы стандартизирована в одном русле в условиях трансформирующейся реальности. Актуальность данной темы заключается в том, что студент ВУЗа в период обучения находится на стадии личностного развития - ума и тела параллельно. Физическая культура формирует высокий уровень двигательной памяти, что позволяет студенту в будущей профессиональной деятельности иметь запас практических и трудовых навыков.

Цель: Проанализировать развитие двигательной памяти, рассмотреть действие методики по обучению, определить степень обучаемости новым движениям, определить быстроту и эффективность переучивания.

Методы исследования:

  • Анализ литературы по данной проблеме;

  • Изучение ступеней методики обучения;

  • Педагогический эксперимент.

Организация исследования

Чистить зубы утром, наливать чай, держать вилку, одеваться, расчесываться, закрывать дверь – автоматизированный процесс для взрослого человека. Это возможно благодаря тому, что родители с детства шаг за шагом объясняют и наглядно демонстрируют ребенку все стандартные движения. Позднее навык владения собственным телом становятся более сложным и совершенным.

Наш мозг сохраняет полученную информацию о сокращении мышц и в дальнейшем не задействован в полной мере при воспроизведении движений, когда физическое действие запечатлено в так называемой мышечной памяти. Проприорецепторы - нервные окончания, обеспечивающие кинестетические ощущения, являются проводниками импульса в мозг[5].

Для эффективности впитывания новой информации необходимо использовать методику, которая подразумевает[1]:

  • конкретное назначение движения;

  • персональную направленность;

  • информирование о поставленной цели;

  • важность конкретного движения;

  • наилучшее физическое состояние обучаемого для конкретного движения;

  • целесообразное соответствие понятности и трудности движения;

  • контроль за влиянием движения на человека;

  • дозировку изучения, внесение изменений;

  • формирование мотивации.

Задача обучения двигательным действиям заключается в умении руководить телом. Данный процесс состоит из 3х этапов[3]:

  • Начальное разучивание. Формирование образа движения, выполнение в схематичном виде;

  • Углубленное разучивание. Формирование двигательного умения;

  • Закрепление и совершенствование. Умение становится навыком.

Оценить уровень двигательной памяти возможно благодаря четырем показателям [4]:

  • Объем;

  • Точность;

  • Устойчивость;

  • Прочность.

В ВУЗе студент имеет возможность самостоятельно выбрать спортивную секцию, где будет заниматься. Аэробика – одно из самых популярных направлений, в особенности у девушек. Танцы имеют много общего с аэробикой, поэтому мы решили провести два исследования в танцевальной студии, в которой я занималась некоторое время.

Нами было проведено два исследования для определения особенностей влияния двигательной памяти в изучении серии танцевальных движений (комбинаций) и в переучивании «затанцованной» комбинации.

Исследование №1

В танцевальной студии в группе для начинающих (латиноамериканское направление) занимается 21 человек:

  • 6 из которых ранее занимались спортом ("спортсмены"), такими видами, как плавание, большой теннис и керлинг;

  • 8 из них ранее занимались другими видами танцев ("танцоры");

  • остальные 7 ранее ничем не занимались ("новички").

На первом занятии группе была показана комбинация различных движений, после чего каждый из учеников должен был воспроизвести данную последовательность элементов. Результат оказался следующим:

Высокий уровень: ученик смог выполнить и повторить 80-100% движений

Средний уровень: ученик смог выполнить и повторить 50-80% движений

Низкий уровень: ученик смог выполнить и повторить меньше половины движений

После первого занятия из всей группы только 7 человек смогли воспроизвести движения на высоком уровне: 2 спортсмена, 4 танцора, 1 новичок. 8 из них показали результаты на среднем уровне: 3 спортсмена, 3 танцора и 2 новичка. А остальные 6 показали низкий уровень: 1 спортсмен, 1 танцор и 4 новичка.

Положительное воспроизведение двигательных элементов, эффективность запоминания упражнений различна, поэтому необходимо не только формировать образ движения, но и многократно повторять то или иное упражнение[2].

Спустя 2 занятия (на третье) было проведено повторное исследование воспроизведения этой же связки.

Результаты оказались следующими (рис.1) : 13 человек смогли воспроизвести движения на высоком уровне: 4 спортсмена, 6 танцоров, 3 новичка; 6 показали результаты на среднем уровне: 2 спортсмена, 2 танцора и 2 новичка; а 2 новичка показали низкий уровень.

Рис. 1. Результаты воспроизведения танцевальной комбинации спортсменами, танцорами и начинающими на первом занятии (черные столбцы) и спустя два занятия (серые столбцы)

Результаты показали, что при увеличении числа повторений улучшается координация и техника. Значение имеет и то, занимались ли ранее физической подготовкой ученики. Спортсмены и танцоры имели базу двигательных навыков, и обучение для них оказалось более быстрым, нежели для новичков.

Исследование №2

В другой группе по танцам ведут занятие для более сильных (продвинутых) учащихся, после нескольких месяцев тренировок у них поменялся тренер. Он заменил 3 элемента на новые в середине программы для выступлений.

Правила переучивания[3]:

  • Понятие ошибки.

Словесное объяснение и анализ.

  • Исправление последовательно.

От более грубых к более незначительным.

  • Корреляция возможностей и указаний об ошибке.

  • Акцентирование внимания на верном варианте, а не на видах ошибок.

Были проанализированы занятия первого и третьего дня нового обучения, аналогично первому исследованию (рис.2).

В данной группе занимается 14 человек, все из них ранее занимались латиноамериканскими танцами.

В конце первого дня почти все делали ошибки в новых трех элементах, высокий уровень не показал ни один человек, средний уровень показали всего 3 ученика, оставшиеся 11 показали низкий результат, несмотря на то, что данный вид танца им был хорошо знаком.

На третье занятие результаты улучшились, но не намного:

1 человек сделал все без ошибок (высокий уровень), 4 ученика воспроизвели новые движения на среднем уровне, а 9 все так же остались на низком уровне.

Рис. 2. Результаты переучивания танцевальной комбинации после первого и третьего уроков.

Из этого можно сделать вывод, что процесс переучивания занимает намного больше времени, нежели процесс обучения.

Заключение

В данной работе нами были подробно изучены процессы развития и переучивания двигательной памяти. В ходе исследования было проведено два педагогических эксперимента на примере нескольких танцевальных групп. На основании результатов мы можем сделать вывод о том, что процесс переучивания требует значительно больше времени, нежели процесс обучения. Это связано с тем, что человек адаптируется к тем движениям, которыми он хорошо владел, и ему становится тяжелее принять новые знания взамен хорошо известным. Студентам ВУЗа особенно важно овладеть двигательными навыками во время учебных занятий по физическому воспитанию для быстрого воспроизведения производственных навыков в перспективе.

Литература

  1. Менхин Ю. В., Менхин А. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.

  2. Е.А. Куницына, А.Д. Мальченко Развитие двигательной памяти студентов средствами физической культуры Приволжский научный вестник

  3. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие /Сиб. федер. ун-т; [Сост. В.М. Гелецкий]. − Красноярск: ИПК СФУ, 2008. − 342 с.

  4. Aндpeй Ceргeeвич Польской. Статья «Как улучшить свою двигательную память

  5. Шульговский В. В. Ш95 Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. с. 277.

 

Просмотров работы: 459