СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Чинякова Н.И. 1, Набокова Е.Н. 1
1Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня среди особенностей общества можно назвать наличие в нем противоречивых социальных явлений. Так, научно-технические инновации предоставили людям широкую доступность к культурным ценностям, увеличили потенциал самовыражения в искусстве, в котором наблюдаются активные поиски нового и нестандартные взгляды на традиционное. Но эти возможности не получили в обществе полноценной реализации для общения с высоким искусством, что не смогло сделать данные коммуникации средством повышения довольно низкого уровня культуры граждан и развития у них положительных личностных качеств. Сказанное обусловило актуализацию решения указанных проблем и их статус как целевой федеральной установки в образовании, которое должно обеспечить учащимся изучение культуры и осознание ее ценности.

Для достижения поставленной цели особое место отводится искусству, которое, воздействуя на эмоции человека, повышает продуктивность процесса обучения. И здесь внимания заслуживает музыка, имеющая доказанные большие педагогические перспективы, а также распространение в социуме и популярность среди подрастающего поколения. Музыка с рождения рядом с современным ребенком, она звучит повсюду. Но не всегда для детей в таких коммуникациях предмет слушания – художественные произведения; их восприятие зачастую не направлено на постижение смысла сочинений, а служит сопровождением или организующим началом иных действий. Данные подходы характерны для социума и ребенок привыкает, что и в семье, и на улице музыки много, но она не обязательно должна осознаваться и переживаться, т. к. относится в подавляющем объеме к развлекательному жанру, определяющему ее функции. Таким образом дети получают много музыкальной информации, но она однообразна, не анализируется и не систематизируется, что не позволяет выстроить логику взаимосвязей музыкальных произведений и их позицию в культуре.

В решении изложенной проблемы, на наш взгляд, актуальна реализация подхода, обеспечивающего, по словам Л. С. Выготского, богатство умственной и эмоциональной жизни человека и заключающегося в том, что для индивида «гораздо нужнее способность легко соединять представления, чем обширность запаса представлений» [1, с. 140]. Это предполагает необходимость анализа на уроках художественной ценности произведений, которые воспринимает ребенок вне занятий. Ему должен быть понятным, в чем смысл сочинения. Учитывая, что наибольший интерес детей вызывают современные эстрадные песни, обобщающие слово и музыку, достичь этого проще. Музыка отражает эмоциональный строй произведения, а вербальная составляющая конкретизирует его содержание. Но разбор может показать примитивизм идеи сочинения, средств ее воплощения композитором и исполнителем, несоответствие музыкального и литературного материала. Наиболее продуктивно такой анализ реализуется, если дети приходят к выводам сами, а педагог без категорических оценок только умело направляет рассуждения обучающихся, поскольку «успешное функционирование конкретного педагогического процесса возможно при оптимальности выбора способов отношений (контактов, действий) педагога и учащихся» [2, с. 41]. Более того, аналогичные задания можно предложить на дом, что послужит стимулом к продолжению прослушиваний музыки, ее анализу, оценке.

Однако, ограничиваться произведениями легкого жанра нельзя, учащиеся должны понимать и любить разную музыку. Для этого надо сравнивать сочинения различных эпох, стилей, народов, а знакомство с ними – связать с аналитической деятельностью, указанной выше. Так дети могут сопоставить качество воплощения идентичных идей в разных произведениях, что составит основу для встраивания их в систему культурных ценностей, с учетом исторической ретроспективы развития культуры, ее направлений, жанров, персоналий и т. д. Обращаясь к шедеврам классической, народной и иной музыки, показывая ее художественные преимущества, возникает возможность формирования к ней интереса и потенциального включения в репертуар вне учебного общения.

Особую значимость в решении рассматриваемой проблемы и реализации предложенной методики имеет активное взаимодействие учителя с родителями обучающихся. Именно от их участия, положительной реакции во многом зависит закрепится интерес детей к художественно полноценной музыке или ограничится «попсой». Педагог должен разъяснить цель и механизмы ее достижения, а также помочь родителям преодолеть изъяны собственной музыкальной культуры. Причина наличия этих изъянов в том, что современные родители – поколение, детство и юность которого пришлись на период перехода от достаточно уравновешенных с педагогических позиций трансляций высокохудожественной музыки по немногочисленным каналам телевидения и радио, к бесконтрольному обвалу в СМИ (включая Интернет) музыкальной информации, навязыванию «проплаченных» клипов, предоставлению широкого выбора, к которому народ в основном был не готов. Следовательно включаясь в совместное общение с разной музыкой, не только дети, но и родители формируют свои музыкальные интересы, получают системное знание музыкальной культуры в ее исторической ретроспективе, разнообразии и взаимосвязях.

Список использованных источников

  1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология // под ред. В. В. Давыдова / Л. С. Выготский. – М. : АСТ, 2010. – 671 с.

  2. Чинякова, Н. И. Основы структурирования учебно-концертной подготовки в музыкально-педагогическом образовании / Н. И. Чинякова // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – Н.Новгород: Изд-во ННГК (академия) им. М. И. Глинки. – 2012. – 5(26). – С. 41-45.

Просмотров работы: 213