Особенности познавательной деятельности школьников с задержкой психического развития рассматривались в исследованиях Т.П. Артемьевой, Л.Н. Блиновой, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер и других специалистов [5, с.46].
Так, опираясь на утверждение Г.В. Фадиной, можно сказать, что главным признаком задержки психического развития у школьников является незрелость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в неумении сосредоточиться на выполнении учебных заданий [5, с.46].
По мнению Л.Н. Блиновой, ограничения познавательных возможностей не позволяет учащимся с задержкой психического развития успешно справляться с поставленными перед ними задачами и требованиями, что оказывает влияние на их учебную мотивацию. Учебная мотивация школьников с задержкой психического развития резко снижена, у них с трудом формируются учебные интересы, слабо развита произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу). Такие особенности не позволяют школьникам на достаточном уровне осуществлять учебную деятельность: они быстро устают, истощаются. В связи со сниженными интеллектуальными процессами (умением сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать) учащиеся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадают в ряды неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего, школьники плохо овладевают навыками чтения и письма [5, с.46].
Педагог, учитывая недостаточное развитие познавательной сферы школьников с задержкой психического развития, должен решать основную задачу – формирование учебных мотивов, которые в свою очередь окажут положительное влияние на формирование познавательной деятельности [5, с.48].
Наиболее доступным и адаптированным к детям данной категории средством формирования учебных мотивов и развития познавательной деятельности можно считать игру.
Учеными доказано, что игра ребенка является социальной по своему происхождению и развивается под влиянием окружающих взрослых как форма усвоения общественного опыта. Игра имеет важное значение для развития познавательной деятельности и личности ребенка. Одной из таких игр является игра в шахматы [4, с. 59].
В Федеральном государственном стандарте образования рекомендуется вводить занятия шахматами и шашками в учебную программу и в систему дополнительного образования, что позволит более эффективно сформировать познавательную деятельность детей с ОВЗ.
Шахматы являются эффективным средством формирования познавательной деятельности у детей с ЗПР по нескольким причинам [2, с.15]:
Во-первых, шахматы, по форме являясь игрой, по содержанию представляют собой модель интеллектуальной деятельности, поскольку ни один школьный предмет не имеет столь органичного единства высоких умственных нагрузок с высокой эмоциональной насыщенностью и заинтересованностью в конечном результате деятельности.
Во-вторых, шахматы - не только логическая игра, в которой надо оценивать позицию и считать варианты, но и своеобразное интуитивное мышление (на подсознательном уровне) со всевозможными оценками, ассоциациями, эмоциональными компонентами и так далее. И это понятно, так как человеческое мышление, а тем более умственная борьба, никогда не бывает изолированным от других проявлений психики, прежде всего от эмоций и чувств. Игра в шахматы представляет собой вид деятельности, в которой на равных используется как дивергентное, так и конвергентное мышление.
И, в-третьих, являясь моделью интеллектуальной деятельности, задания на шахматном материале могут служить надежным тестовым материалом для обнаружения и коррекции различных нарушений в интеллектуальной и эмоционально волевой сферах личности.
Игра в шахматы решает сразу несколько задач [4, с.56]:
1. Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.
2. Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
4. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
5. Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Задача преподавателя научить ребенка, как самостоятельной игре, так и игре с другими детьми. Это будет иметь большое значение для ребенка с ОВЗ, для его адаптации в коллективе сверстников. Нельзя учить детей правильным взаимоотношением, как обучают навыкам письма и счета, эти взаимоотношения формируются в игровой деятельности [3, с.45; 4, с.26].
Направляя игру, педагог учит ребенка элементарным нравственным нормам поведения, помогает войти в коллектив. Первой задачей является приучить ребенка не мешать другим. Шахматы требуют соблюдения дисциплины. Надо стремиться к тому, чтобы взаимопонимание, взаимопомощь стали привычными формами поведения ребенка. Именно в игре дети получают первый опыт общения друг с другом, у них развиваются общественные формы поведения.
Важно развивать также у детей и творческое отношение к игре. Творческая игра имеет в своей основе условное преобразование окружающего. Основная задача руководства игрой состоит в том, чтобы содействовать устойчивости замысла, развитию его по определенному плану. Необходимо следить за тем, чтобы игра не представляла простого механического действия. Для этого в ходе партии задаются наводящие вопросы. Для чего сделан тот или иной ход, как может противник ответить на него и т.д [1, с.14].
Необходимость творческого начала в ознакомлении с окружающим миром и природой для умственного и личностного развития ребенка неоднократно подчеркивал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Он говорил, что образное видение мира и стремление передать чувство красоты словом – это душа и сердце детского мышления. Чтобы ребенок стал умелым, сообразительным, надо в раннем детстве дать ему счастье художественного видения мира [4, с.25].
Процессы мышления у ребенка с ЗПР, как и у здорового ребенка, должны протекать на основе живых, образных представлений. Очень важно, чтобы ребенок, наблюдая окружающий мир, учился усваивать причины и следствия явлений, сравнивать качества и признаки вещей. Живое созерцание окружающего является важным средством для умственного воспитания, для развития мышления и внимания. Ребенку с ЗПР для активного внимания часто не хватает нервной энергии. Надо помнить, что главный источник ее пополнения – это живое восприятие, наблюдение за предметами и явлениями окружающего мира [2, с.9].
Таким образом, игра в шахматы является наиболее эффективных средством формирования познавательной деятельности детей с ОВЗ и обеспечивая создания всех необходимых условий.
Список литературы:
Герасимова, С. В. Педагогические условия социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий шахматами: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.: Спец.педагогика/ С.В. Герасимова. -М., 2001. – 35 с.
Ипполитова, М.В. Организация и содержание индивидуальных специальных занятий по коррекции нарушенных функции в специальных школах-интернатах для детей с церебральном параличом. Лаборатория обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. - М.: Педагогика, 1991. - 28 с.
Некрасова, О.А. Подготовка педагогических кадров дошкольного образования к работе с «особыми» детьми в рамках реализации инклюзивного образования//Научная дискуссия: инновации в современном мире. 2016. № 2-2. С. 43-46.
Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д Феникс, 2007. – 221 с.
Ходос Ю.В., Шкляр Н.В. Особенности познавательной деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 47.