К сожалению, современная ситуация в социуме такова, что система психолого – педагогической подготовки родителей недостаточно развита и эффективна. Кроме того в современном обществе возрастает тенденция перекладывания родителями ответственности за воспитание и обучение на педагогов, при поступлении ребёнка в школу [2:с.42].
Школьные преобразования повлекли за собой всё более высокие требования к учащимся, программы обучения постоянно усложняются и требуют от ребёнка максимальной концентрации и усилий, поэтому все чаще учителям приходится сталкиваться с проблемой отсутствия учебной мотивации у школьников. Такая тенденция может возникать во всех классах и создавать опасность снижения уровня образования в стране [1:с.136].
А ведь учебная мотивация является залогом успешного будущего учащегося, формирования активной жизненной позиции, всё это напрямую зависит от института семьи. Родители не только могут, но и обязаны участвовать в образовательном процессе при решении проблем ребёнка. Поэтому проблема влияния детско-родительских отношений на учебную мотивацию школьников без преувеличения можно назвать одной из главных и перспективных направлений научных исследований в сфере образования [3:с.56].
Целью проведённого эмпирического исследования было изучение влияния детско-родительских отношений на учебную мотивацию школьников.
Мы выдвинули предположение о том, что уровень учебной мотивации старшеклассников будет различаться при разных стилях родительского воспитания.
Мы использовали следующие психодиагностические методики:
Методика «Изучение учебной мотивации школьников» (М.И. Лукьяновой), которая использовалась нами для определения уровня учебной мотивации старшеклассников.
Методика «Семья животных», которая использовалась нами для анализа типа семейного воспитания старших школьников.
Исследование было проведено на базе МБОУ «Золотухинская СОШ» Курская обл., п. Золотухино. В нём приняли участие учащиеся 10-11 классов. Общее число испытуемых составило 21 человек.
Перейдем к анализу полученных результатов. Первым нашим шагом был анализ типов семейного воспитания в семьях обследуемых старшеклассников. Для этого мы использовали методику «Семья животных». Анализ проективных признаков рисунков (расположение животных, их вид, особенности взаимодействия и др.) испытуемых позволил отнести каждого из испытуемых к одному из стилей семейного воспитания: демократический, детоцентрический, авторитарный (по классификации Э. Арутюнянц [4:с.435-439] (рис 1).
Рис.1. Количественное соотношение старшеклассников по стилю семейного воспитания
Можно заметить, что у большинства выявлен демократический стиль семейного воспитания, детоцентрический и авторитарный в равных степенях представлены у испытуемых.
Следующим нашим шагом был анализ особенностей мотивации у испытуемых с разными стилями семейного воспитания (рис.2).
Рис. 2. Количественное соотношение учебной мотивации старшеклассников с разными стилями семейного воспитания
Проанализировав и структурировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что 9,5% (2 человека от общего числа участников) имеют очень высокую мотивацию, следует заметить, что стиль воспитания у этих семей демократический или традиционный (авторитарный), у детей, в семьях которых преобладает детоцентрический стиль воспитания, очень высокой учебной мотивации не встречено.
Высокая мотивация была выявлена также только в двух стилях воспитания: традиционном (авторитарном) 9,5% (2 человека от общего числа участников) и демократическом 38,1% (8 человек от общего числа участников). Это свидетельствует о том, что дети, воспитывающиеся в детоцентрических семьях, не стремятся к обучению, так как надеятся, что родители оплатят их обучение и устроят на престижную работу.
Средняя мотивация выявлена в двух стилях семейного воспитания: традиционном (авторитарном) 14,9% (3 человека от общего числа участников) и детоцентрическом 28,6% (6 человек от общего числа участников). Это можно объяснить тем, что в первом случае слишком велико давление родителей, следовательно, ребёнок относится к обучению как к мучению, боясь получить плохую отметку, во втором случае наоборот, ребёнку безразличны оценки и полученные знания, так как он знает, что порицания от родителей не получит, следовательно, и учиться не особо можно стремиться.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что детоцентрический стиль воспитания в наименьшей степени способствует формированию высокой мотивации учения старшеклассников. На наш взгляд это может быть связано с такими особенностями данного стиля родительского отношения, как предоставление детям абсолютной свободы действий, в сочетании с недостаточной требовательностью к выполнению ребёнком его обязанностей.
Нельзя не заметить, что традиционный стиль воспитания проявился сразу в 3 степенях учебной мотивации: очень высокой, высокой, средней, но при этом всё-таки большее число представителей этого стиля имеют среднюю мотивацию. На наш взгляд, такие результаты можно объяснить тем, что в традиционном стиле воспитания чаще всего дети задавлены авторитетом родителей, беспрекословное подчинение и чувство страха лишают ребёнка удовольствия от образовательного процесса.
Самым эффективным стилем детско-родительских отношений обеспечивающим формирование высокой и устойчивой мотивации учения, по результатам нашего исследования, оказался демократический стиль. Это можно объяснить тем, что учащиеся чувствуют себя более раскованно и получают удовольствие от образовательного процесса, имея свободу в действиях, при этом осознают свою ответственность за неё, а также обязанность учиться. Не смотря на всё это, хочется приятно заметить, что у старших школьников не встретилось сниженного и низкого уровня учебной мотивации, это свидетельствует о психологической зрелости школьников и эмоциональной подготовке к поступлению в высшие учебные заведения.
Т.о. в целом, мы можем сделать вывод о том, что стиль семейного воспитания можно рассматривать как один из факторов формирования мотивации учения старшеклассников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. -4-е изд. / Г.С. Абрамова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.
Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПБ.: Питер, 2006.- 507с.
Лебедев, Т.А. Семейное воспитание хрестоматия / Т.А. Лебедев. – М.: Академия, 2001.- 407с.
. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. 2-е изд. / Л.Б Шнейдер. – М., 2006.- 768с.