Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тенденции развития современной иллюстраций многообразны. По мнению искусствоведов, художники стали лучше рисовать, читать литературу (с точки зрения стилистики), шире использовать метафору и другие формы, присущие литературе. Обогатив свой пластический язык и образный строй, сама иллюстрация в целом стала образом. Современной книге присуща станковизация («вторичность») иллюстраций, натурализм, излишек салонной красоты или утрированное уродство, игровой подход (игры с пространством, формой, словом), театрализованный принцип иллюстрирования, слияние реального и фантастического, ассоциативное иллюстрирование. Молодые художники стремятся к своеобразному самовыражению. При этом иллюстрирование детской книги для них - не способ адекватного прочтения текста, а возможностью реализации своего «я». Наблюдается тревожная тенденция отстраненности художника от души ребенка, и, следовательно, от его воспитания. Современные полиграфические средства позволяют экспериментировать с художественными материалами и техниками. Как ни разнообразны индивидуальные решения отдельных книг, почти все их можно свести к нескольким основным типам, моделям современной книги. Современный стандарт «романтической волшебной сказки» включает избыток «салонной красоты» или, наоборот, утрированно уродливые образы. В иллюстрациях этого типа можно увидеть такой набор художественных приемов и средств: фарфоровые «ангельские» личики героев, утонченно-изысканных и жеманных; изящная тонкая вязь кружевных манжет, ампирной резьбы мебели, подсвечников, рам, выписанных натурально, с холодной механистичностью; иллюзорность и нереальность пространства, заполненного фантастичными предметами. В этот мир вторгаются ирреальные человекоподобные существа с резиновыми телами, физиологически-мертвенные звери, у которых каждый волосок прописан до иллюзорности. Так иллюстрируют сказки Г.Х. Андерсена, Гофмана, Одоевского и др. Один из популярных типов современной детские книги - книжки-комиксы, в которых применяют приемы мультипликации, карикатурные и рекламные приемы или, их сочетания с тщательной прорисовкой деталей, с включением фотографий. Книги, оформленные подобным образом, могут быть оформлены на очень примитивном уровне, не содержать новой художественной информации, но возможно создание подлинных произведений искусства и в таком жанре, когда к этому виду творчества обращаются ведущие художники. Увлекательные истории, рассказанные в картинках, об удивительных приключениях, сражениях пиратов, детективных расследованиях, полетах к звездам, редких животных и многом другом очень интересуют детей. Даже справочно-историческую информацию можно сделать доступной для ребенка, если изобразить ее в виде комикса. Рассматривая такие иллюстрации, дети приобщаются к основам изобразительного искусства, учатся воспринимать различные объекты в сложных ракурсах, чувствовать изысканность цветовых сочетаний. В некоторых книгах-комиксах специально помещают рисунки, показывающие последовательность их создания, особенности рисования портрета и фигуры человека, перспективных сокращений, движения, а также задания типа «дорисуй сам». Такой подход отвечает интересам и склонностям детей, так как они сами стремятся научиться рисовать любимого героя комикса. Другой утвердившийся тип современной детской книги - это стилизованная книга с так называемыми «вторичными» иллюстрациями. Источниками стилизации для многих художников являются: детский рисунок, произведения народного декоративно-прикладного искусства и творчество известных европейских живописцев 19-20 веков. Так оформляют сказки братьев Гримм, скандинавские, чешские, немецкие сказки про гномов, троллей и т.п. Для ряда современных художников стилизаторство - средство отдалиться от литературного произведения, скрыть свое отношение и эмоции за ширму чужого мировосприятия. Такая «отстраненность» от литературного текста становится осознанным принципом. Но отстраненность от души ребенка - это опасная черта в иллюстрировании современной детской книги, в которой должны быть заложены большие художественные идеи, так как духовная ценность иллюстраций огромна. Путь к маленькому зрителю лежит в искреннем разговоре с ним, а не через «перепевы Диснея или Брейгеля». Такие иллюстрации не помогают ребенку открывать что-то новое, познать неведомое, не содействуют развитию его художественно-творческой активности. Художников привлекают игры с пространством, волшебное преображение поверхности изображенного предмета, книжного листа; они помещают изображение под обрез листа, создают собственное непроницаемое пространство в каждом листе, чтобы добиться впечатления монументальности. Еще одна тенденция в современной иллюстрации - иллюстрировать художественную литературу с помощью фотографии, слияние реального и фантастического. Существенная особенность книжной графики - интерес иллюстраторов к художественным материалам и техникам. Они развивают лучшие традиции графических техник; экспериментируют с материалами; используют выразительные возможности ксилографии, офсета, литографии; ищут новые выразительные возможности в комбинировании уже известных материалов и техник; внедряются новые технологические процессы, что обогащает художественную выразительность книжной графики. Рисованная книга - произведение искусства и арт-объект – должны конкурировать с электронной книгой, особенно в книгах для детей и подростков, где художник может ставить и решать творческие проблемы широкого диапазона.