1.Понятие «творческие способности»
Творческие способности — способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.
В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы, причём, как правило, неспециализированными инструментами или ресурсами. Имеется также в виду способность к смелым, нестандартным решениям проблем.
Доктор психологических наук, профессор, академик РАО Дубровина И. В. определяет творческие способности как способности, благодаря которым человек создаёт что-то новое, оригинальное [5]
Доктор психологических наук Крутецкий В. А. связывает творческие способности с созданием нового, с нахождением новых способов выполнения деятельности[6]
В психологическом словаре понятие творческие способности трактуется следующим образом: «творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода» [7]
Таким образом, под понятием «творческие способности» мы понимаем:
*В первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи.
*Способности напрямую зависят от кругозора человека(чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов).
2. Понятие «становление личности»
Становление (формирование личности) осуществляется в процессе социализации индивида.
Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Социализация охватывает процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни
Становление личности – это приобретение человеком новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию; результат развития. Можно,например, говорить о творчестве,мастерстве,мышлении.[1]
3.Роль творческих способностей в становлении личности.
Наличие творческих способностей играет огромную роль в жизни и развитии человека. Специфическое мышление, креативность помогают людям и в отношениях, и в работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле. Развитие творческих способностей – важнейшая задача, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях. В большинстве случаев творческий человек - это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения. Творческие возможности можно и нужно развивать.
В процессе деятельности происходит всестороннее развитие человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания. К сожалению, во многих случаях оно не может предоставить возможностей для развития; воспитанники порой лишены самого необходимого – активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельности, обречены на пассивное созерцание и усвоение готовых истин. Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение, труд. [3]
4.Влияние театра на развитие личности студента.
Театр — это непревзойденный учитель жизни, перевоплощения, умения вести себя перед публикой. В театре развитие творческих способностей детей может быть разносторонним — кроме того, что научатся играть на сцене, они еще могут показать свои прекрасные способности. Театр чрезвычайно полезен для развития личности, потому что:
Он эмоционально раскрывает ребёнка, раскрепощает его, придает уверенности в себе;
Ребёнок в театре учится правильно говорить, развиваются его ораторские способности, обогащается речь;
В театре нужно запоминать речи, стихи, что способствует развитию памяти;
Умственные способности ребёнка развиваются намного быстрее и ярче;
Театр дарит детям сказку, в которой может быть все, что угодно — и веселье, и смех, и грусть, и печаль, и слезы, и комедия, и драма. Для ребёнка очень важно разбираться в этих понятиях;
Ребёнок учится общаться с другими людьми, как с младшими, так и со старшими. [2]
Развивая творческие способности, вы сможете:
Лучше узнать и понять себя;
Найти новые решения для стандартных проблем;
Взглянуть на мир по-новому;
Повысить собственную эффективность
Таким образом, творческие способности играют большую роль в совершенствовании личности человека. Личность - это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления. Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность творить свою профессиональную жизнь. Развития у студентов творческих способностей, креативного мышления на современном этапе приобретает особую теоретическую значимость и практическую актуальность. Постоянный творческий настрой, жажда знаний, обстановка напряженного поиска способствуют воспитанию у студентов высокой культуры мышления. Они пробуждают у них подлинную сознательность и активность, стремление к новому.
Список литературы:
1. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых2. http://www.gnomik.ru/articles/art-vliyanie-tvorchestva-rebyenka-na-razvitie-ego-lichnosti/
3. Педагогика начальной школы, Подласый И.П., 2008.4. Сайдаматов Ф. Р. Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 374-375.
5. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 464с.
6. Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.
7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С. А. Смирнова. – 4-е изд., - испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 512 с.