В современном обществе все более явной становится проблема девиантного поведения подростков. Оно возникает не случайно, а в результате ряда неблагоприятных обстоятельств: социальных, психологических, а также физиологических. Такие расслоения общества приводят к безработице, росту правонарушений и преступлений среди детей подросткового возраста.
Проблема девиантного поведения – это проблема общества в целом, ее решение способствует успешному духовно-нравственному развитию как личности так и государства. Выявление негативных тенденций необходимо начинать еще на ранних стадиях. Вначале при посещении ребенком школы, различных секций и кружков. Далее решение этих проблем ложится на плечи родителей, педагогов и представителей органов социальной помощи.
Среди многочисленных факторов риска, которые влияют на отклонение поведения детей, одно из наиболее важных мест занимает социально-экономическое. Материальное обеспечение, жилищные условия, состав и психологическая обстановка в семье- это то, что напрямую влияет на ребенка.
Исследования таких авторов, как В.А. Кабачков, В.К. Петров, В.А. Кузнецов и др., показали, что более 65% всех правонарушений совершаются подростками в свободное от учебы и работы время. Поэтому необходимо уделить особое внимание такой сфере в педагогических науках, как физическая культура. В среднем ребенок проводит в школе половину своего времени, что дает возможность систематически и планомерно воздействовать на него с помощью физико-оздоровительной деятельности.
Для более эффективного результата следует создать для подростка мотивацию к здоровому образу жизни, сформировать потребность в физическом самосовершенствовании. Для развития нравственных качеств и двигательных способностей на занятиях по физкультуре необходимо сочетать физические упражнения с игровой и соревновательной деятельностью.
В совместном приказе Министерства образования РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту и Российской академии образования отмечено, что «…формирование физической культуры личности обучающегося с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации…» является приоритетным направлением совершенствования социальной адаптации подростков. В настоящее время на государственном уровне ведется профилактическая работа по проблеме преодоления девиантного поведения детей и подростков, что находит свое отражение в реализации ряда программ, в рамках информационной поддержки Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема девиантного поведения решается на государственном уровне и одним из ее рычагов является физическая культура. Средства физической культуры и спорта играют важную роль в профилактике девиантного поведения, в физическом развитии и духовно-нравственном воспитании, сохранении и укреплении здоровья подростка.