ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Малышева Т.Н. 1
1Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обязательным условием осознания школьниками начальных классов отдельных исторических событий как связанных между собой, так и происходящих на определенных территориях в соответствующей исторической и географической среде, является локализация исторических фактов не только в пространстве, но и во времени. Основной поддержкой локализации исторических фактов во времени является система знаний о хронологии и умений ими пользоваться. Лишь выяснив время свершения событий, можно определить их связи с предшествующими и последующими событиями, их последовательность.

Роль хронологии в качестве основы исторического знания очень четко проявляется у учащихся в познании периодизации исторических процессов. Конечно, периодизация в первую очередь требует усвоения качественных различий между периодами, но необходимо и хорошее знание хронологических рамок, ограничивающих периоды. Даты исторических периодов являются основным элементом хронологических знаний.

Изучение хронологии призвано выработать у учащихся потребность и привычку локализовать во времени исторические факты, устанавливать между ними временные отношения, а если для этого не достает данных, то искать их. Данный подход развивает понимание у учеников исторического времени, вырабатывает способность мыслить историческими периодами. Все это определяет содержание и методику обучения, хронологических знаний в школьных курсах истории.

Хронология – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летосчисления и календари разных народов и государств. Она помогает устанавливать даты исторических событий, (год, месяц, число), определять, какое событие было раньше, какое позже или оба события произошли одновременно (синхронно). Хронология выявляет длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников [1,2].

В начальных классах изучению хронологии помогает «лента времени». Цель ее преодолеть некоторые трудности, с которыми встречаются учащиеся I-IV классов. В частности, с большим трудом ученики усваивают протяженность, и размещение исторических событий во времени. Вторая трудность – большие хронологические периоды и малая насыщенность их историческими фактами. Лента времени помогает также понять обратный счет лет (до н.э.). Работа по изучению и использованию хронологии включена в общую систему преподавания вопросов истории на всех этапах учебного процесса: в первоначальном изучении материала, его закреплении, повторении, обобщении и оперирования им.

При изучении хронологии необходимо обращать внимание на установление временных отношений между фактами. Система взаимосвязанных и соотнесенных друг с другом дат облегчает их осознанное запоминание. Этому способствуют задания по составлению хронологических комплексов, связывающих датированные факты в логические цепочки. Помогают изучению хронологии календари важнейших событий, хронологические и синхронистические таблицы с включением условных рисунков (рис. 1).

Рисунок 1. Лента времени

Хронологический материал обязательно участвует в процессе беседы и опроса. Учитель учит учеников, датировать, без каких-либо напоминаний с его стороны, все называемые ими факты. Он предлагает рассчитывать длительность процессов, найти синхронные факты

Разнообразны задания, связанные с временной локализацией фактов. К ним относится составление тематических хронологических рядов комплексов, например, хроника событий, истории революционного движения, внутренней политики, войн.

Возможны задания, предусматривающие датирование исторических периодов, составление одним или несколькими учащимися синхронистической таблицы. Важно, чтобы задания требовали от учащихся не простого припоминания хронологии, а самостоятельного тематического их отбора.

Экспериментальное подтверждение сформулированных в ходе исследования выводов, мы получили за период педагогической практики, проходившей в базовой средней общеобразовательной школы им. А.С. Пушкина с углубленным изучением английского языка №7 г. Владикавказ в 3 «Б» классе.

На этапе констатирующего эксперимента мы выявили уровень знаний детей по истории своего края и России в целом. С этой целью нами было осуществлено тестирование учащихся. Тесты содержали вопросы, посвященные истории Владикавказа и касались следующих ее аспектов:

1. Знание дат отечественной истории, напрямую связанных с историей города Владикавказа.

2. Знание событий отечественной истории, связанных с городом Владикавказом.

3. Знание исторических личностей отечественной истории, участвовавших в судьбе города Владикавказа.

4. Знание памятников архитектуры и культуры города Владикавказа.

По результатам выполнения заданий мы определили следующие уровни сформированности знаний по истории города Владикавказа.

Высокий уровень (7-8 баллов): учащиеся имеют глубокие знания об историческом прошлом, понимают социально-политические процессы и явления, умеют высказывать собственную точку зрения, умеют анализировать исторические факты. Дети самостоятельно дают полную характеристику изучаемому историческому объекту или явлению, наряду с известными фактами подмечают и малозаметные.

Средний уровень (5-6 баллов): имеют фрагментарные знания исторических фактов, частично понимают социально-политические процессы и явления, умеют высказывать собственную точку зрения. Проявляют заинтересованность в выполнении заданий.

Низкий уровень (3-4 балла): имеют недостаточные знания исторических фактов, не высказывают собственную точку зрения, не умеют анализировать проблемы и явления. Дети выделяют основные черты объекта или исторического процесса, но часто несущественные. Описание очень неполное. Дети нечетко следуют инструкции.

В эксперименте принимали участие дети 3 класса в количестве 24 человек. В результате анализа проведенного тестирования пришли к выводу, что дети недостаточно знают историю своего родного края и России в целом. После обработки результатов тестирования, нами были выявлены следующие уровни сформированности знаний по истории города Владикавказа.

Исходя из 100%, только 1 ученик Аслан У. показал высокий уровень званий, что составило 5% от общего количества учащихся. Средний уровень знаний показали 3 ученика (Хетаг К., Вероника Р., Алана Т.), что в процентном соотношении составило 13%. Соответственно низкий уровень знаний имели 20 учащихся, что составило 82% от общего количества обучаемых.

Второй этап – формирующий эксперимент, в ходе которого мы провели с детьми внеклассное мероприятие, на котором подробно рассказали об истории основании нашего города, сообщили основные знаменательные даты города Владикавказа и наглядно продемонстрировали исторические городские объекты, использовав мультимедийную презентацию, которую подготовили самостоятельно. Мультимедийная презентация была подготовлена с учетом хронологии и называлась «Лента времени города Владикавказа» и включала исторические сведения со дня основания столицы нашей республики до настоящего времени [3,4].

Третий этап – контролирующий эксперимент. Сущность данного этапа состояла в повторном тестировании, к которому учащиеся были уже подготовлены.

Обрабатывая данные тестов, выполненных учениками 3 «Б» класса, мы пришли к выводу, что у детей сформировалось более четкое представление об истории, становлении и развитии города Владикавказ. Высокий уровень показали 8 учеников, что составило 33% от общего количества учащихся, средний уровень достиг 42%, что составило 10 учеников, низкий уровень 25% показали 6 человек из 24.

Таким образом, в ходе экспериментальной работы, наша гипотеза исследования, состоящая в предположении – если изучение исторических хронологических событий на уроках окружающего мира в начальной школе организовать с использованием «ленты времени», то это будет способствовать эффективному решению задач по формированию знаний учащихся, их воспитанию на историческом материале, выработке общеучебных и специфических для предмета разнообразных умений, таких, как овладение приемами сравнения исторических событий, явлений, применения знаний и умений в практической деятельности.

Список литературы:

  1. Саплин А.И, Саплина Е.В. Ученики начальной школы тоже хотят знать историю! (О курсе «Введение в историю» для 3-го и 4-го классов.) //Начальная школа плюс до и после. – № 12. – 1999. – С. 32-39.

  2. Тимошкина Н.В. Современные модели усвоения знаний с применением средств компьютерных технологий //Современный урок: новые подходы к организации /Международные дистанционные методические чтения. – ЦДИП «INet». – 2014. – С. 77-79.

  3. Тимошкина Н.В. Возможности использования информационных технологий на уроках в начальной школе //Тенденции науки и образования в современном мире. – 2016. – № 18-1. – С. 40-41.

4. Тимошкина Н.В. Электронные образовательные ресурсы как средство развития учебной мотивации школьников //Закономерности и тенденции инновационного развития общества /Материалы Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 232-234.

Просмотров работы: 778