ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СПОСОБЫ ЕГО СОКРАЩЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СПОСОБЫ ЕГО СОКРАЩЕНИЯ

Шмелева Т.В. 1
1Орловский филиал Финуниверситета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях государственный долг рассматривается как инструмент, при помощи которого можно эффективно решать социально-экономические задачи. Для России вопросы эффективного управления государственной задолженностью являются не менее актуальными, чем для многих развитых стран. Долговая политика представляет собой одно из стратегических направлений экономической политики, которое формируется в особых социально-экономических условиях и находится под влиянием специфических факторов.

Становление конкурентных отношений происходило на протяжении всей истории человечества под влиянием развития конкуренции. Этап возникновения конкурентных отношений соответствует этапу докапиталистической конкуренции. Характерными признаками конкуренции на этом этапе можно назвать спонтанность нерегулярность, что объяснялось господством натурального хозяйства, изолированностью отдельных товаропроизводителей, принадлежностью к определенному феодального хозяйства. На этапе господства совершенной конкуренции, который начинается одновременно с распространением капиталистических отношений. Таким образом, отсутствовала необходимость в координации своих действий с учетом деятельности конкурентов. Исключением было влияние конкурентов на рыночную цену и качество товаров и услуг.

 

Объем внутреннего государственного долга Российской Федерации и его отношение к ВВП представлены в таблице 1 .

Сегодня одной из наиболее острых проблем экономического развития, усиливает существование других проблем и, в отношении которого, современный мир не имеет модели решения - это растущий разрыв между индустриально развитыми и развивающимися странами, в которых проживает большая часть населения планеты. Проблема экономического неравенства не обошла и Европейский Союз. Хотя до начала мирового кризиса европейская экономика была одной из самых развитых экономик мира, внутренние экономические неравенства между странами - членами ЕС всегда имели место, преодоление которых было одной из основных задач общей экономической политики Союза. В современных условиях глобального быстроменяющейся рыночной среды растет значимость такого аспекта деятельности экономических систем любого уровня как финансовая безопасность и устойчивое развитие, что обусловливает необходимость систематизации существующих подходов к управлению финансовой безопасностью, дальнейшего их совершенствования, выработки подходов к повышению качества ее системы управления.

 

Таблица 1 – Динамика внутреннего государственного долга Российской Федерации за 2009–2015 год1

Дата

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.

отношение к ВВП

01.01.2009

1499,82

3,7

01.01.2010

2094,73

3,97

01.01.2011

2940,39

4,4

01.01.2012

4190,55

5,65

01.01.2013

4977,90

5,98

01.01.2014

5722,24

5,99

01.01.2015

7241,17

9,2

Объем внутреннего государственного долга Российской Федерации на 1 января 2015 года составил 7 241,17 млрд. рублей и увеличился по сравнению с объемом на 1 января 2014 года на 1 518,93 млрд. рублей. Однако если рассматривать с 1 января 2009 года, то увеличение составляет 5 741,35 млрд. рублей. Этот факт вызван социально-экономическими факторами, в связи с мировым финансовым кризисом и геополитической нестабильностью, которые привели к росту государственного долга почти в 5 раз. Следует отметить, в 2009 году формирование федерального бюджета проходило с дефицитом, кроме того,на увеличение государственного долга в последующие годы повлияло увеличение расходов государства в связи с Олимпиадой в Сочи в 2014 году, а также воссоединение Республики Крым и города Севастополя с Российской Федерацией, на которые также потребовались дополнительные расходы, связанные с мероприятиями по переводу денежной, платежной, банковской систем и некредитных финансовых организаций, расположенных на этих территориях, на функционирование в соответствии с российскими законодательством, правилами и условиями.

Глобализация мирового пространства обусловила высокую динамичность развития, нелинейность и самоорганизацию национальных экономических систем. Рассматривая банковскую систему, как часть экономической системы, следует учитывать, что она является большой сложной открытой сознательная системой, состоящей под воздействием внешних и внутренних факторов в течение длительного временного периода и является циклической совокупности учреждений, осуществляющих банковскую деятельность и выполняют функцию внутреннего управления ими. В современных условиях, синергетика выступает как новый этап развития системного подхода для открытых неравновесных систем. Новая парадигма экономической мысли позволяет отойти от ограничений диалектики. На основе данной концепции пересматривается деструктивная роль классической концепции хаоса, линейные характеристики процесса развития дополняются нелинейными.

 

Анализ данных показывает, что объем государственного внутреннего долга на 1 января 2015 года составил 7 241,17 млрд.рублей. Основная причина роста внутреннего долга - это покрытие дефицита федерального бюджета. Так как согласно данным Федеральной службы государственной статистики (рис.1), в последние годы в РФ наблюдается дефицит бюджета, при этом самый высокий показатель дефицита составлял -6,3% и -6% в 2009г., в связи с мировым финансовым кризисом. При этом основным источником покрытия дефицита бюджета является внутренний, а не внешний долг. темы з

Прежде всего необходимо отметить глобальный, всемирный характер современной цивилизации, ее единство и целостность. Суть единого человечества кроется в его первооснову, то есть в самом человеке. У всех людей схожие потребности, желания, интересы, они объединены Землей, дышат одним воздухом, имеют единую общность - человечество. Мир связан в единое целое: а ) всеохватывающим характером научно -технического прогресса, б ) процессами интернационализации мирохозяйственных связей в производстве и обмене в) новой всемирной роли средств массовой информации и коммуникации г ) глобальными проблемами человечества ( опасностью возникновения войны, экологической катастрофы и необходимостью их предотвращения).Особенностью современного мира является и то, что наша цивилизация индустриально и техногенная, но в конце XX - начале XXI в. она постепенно переходит в информационную. Перспективы ее развития будут положительные только в том случае, если в центре ее в XXI в. окажутся не машины, а люди. Развитие личности, создание условий для ее инициативе, для того, чтобы люди чувствовали счастье и радость, - вот единственно прогрессивное направление развития человечества. Современному миру присуща и противоречивость. Противоречия надстраиваются одно на другое, как этажи многоэтажного дома: между человеком и природой, государством и личностью, сильными и слабыми странами, возможностями и потребностями человечества в природных, материальных, энергетических ресурсах, в сырье и др.. Противоречия современного мира порождают глобальные проблемы человечества, то есть те проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов планеты и представляют угрозу для ее выживания, а потому требуют безотлагательного решения, причем усилиями народов всех стран.

 

темы з

Рисунок 1 - Дефицит и профицит консолидированного и федерального бюджета Российской Федерации 2

Поскольку внешняя задолженность фиксируется, погашается и обслужи­вается в иностранной валюте, то важным показателем платежеспособности страны наряду с объемом и темпами роста ВВП является экспорт товаров и услуг. Так, анализируя данные из таблицы 2, на 01.01. 2015 внешний долг РФ составил 3057,95 млрд. рублей, который вырос в 2,5 раза по сравнению с 2012 годом. Это можно объяснить тем, что в связи введением санкций против России в 2014 году, цена на нефть значительно упала, при этом наблюдался значительный рост курсов валют, и учитывая то, что рост доходов России от экспорта нефти, естественно, не наблюдался, следовательно, государственный долг стремительно увеличивался. Внешний долг имеет более серьезные последствия, чем внутренний, т.к. он погашается и обслуживается иностранной валютой, а из-за нестабильного курса национальной валюты, реальная сумма долга будет выше.

Таблица 2 – Динамика внешнего государственного долга Российской Федерации за 2009–2015 год.3

Дата

Объем государственного внешнего долга Российской Федерации, млрд. руб.

Отношение к ВВП

01.01.2009

1160,91

2,95

01.01.2010

1135,97

2,45

01.01.2011

1212,48

2,28

01.01.2012

1152,40

1,85

01.01.2013

1541,88

2,31

01.01.2014

1821,54

2,46

01.01.2015

3057,95

2,7

В целом по абсолютным показателям внешний долг России – один из самых низких в Европе, а финансовые и экономические показатели дают возможность одномоментного погашения внешних обязательств. Так, внешний долг США составляет 109,9% ВВП.

Основной причиной внутреннего долга является дефицит бюджета, поэтому, необходимо найти источники его финансирования, в целях уменьшения внутреннего долга. К таким источникам можно отнести следующие: денежное финансирование (монетаризация бюджетного дефицита); выпуск государственных ценных бумаг; повышение налоговых ставок.

В многочисленных стратегиях и программах социально - экономического развития России доминирует техногенный подход. Основные усилия направляются на поддержание прежде высокоиндустриализуемого технологического уклада. Такое направление не способствует преодолению широкого спектра явлений кризисного характера, обусловленных нерациональным использованием ресурсов, ориентацией исключительно на текущее потребление. В этом контексте сфере услуг отводятся важные функции по обеспечению постиндустриальных трансформаций экономики и формирование надлежащих условий жизнедеятельности населения. Сказанное определяет актуальность исследования проблем функционирования сферы услуг и создание эффективной системы управления этим сектором экономики.

 

Анализа динамики и структуры государственного долга Российской Федерации позволил сформулировать следующий необходимый комплекс мер, который направлен на повышение экономической эффективности российских внешних заимствований:

Оциальн‪-϶к‪н‪мич‪ск‪г‪ развития д‪ н‪давн‪г‪ вр‪м‪ни считали в‪пр‪сами м‪ждунар‪дн‪й ϶к‪н‪мики.Однак‪ в п‪сл‪дн‪‪ вр‪мя ϶ти в‪пр‪сы д‪в‪льн‪ част‪ п‪р‪в‪дится на р‪ги‪нальный ур‪в‪нь ‪дн‪й страны, в‪дь сближ‪ни‪ ур‪вня развития р‪ги‪н‪в люб‪г‪ г‪сударства явля‪тся важн‪й задач‪й ‪‪ макр‪϶к‪н‪мич‪ск‪й п‪литики. Эт‪ связан‪ с т‪м, чт‪ н‪равн‪м‪рн‪сть и чр‪зм‪рная дифф‪р‪нциация развития р‪ги‪н‪в м‪ж‪т вызв

 

1. Изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга;

Итак, несмотря на различия в формулировках срока, социально - экономическое развитие страны является аксиоматическим понятием, под которым следует понимать многомерный процесс, включающий реорганизацию и переориентацию экономической и социальной системы страны с приобретением последними новых свойств, отраженных в базовых экономических и социальных показателях, позволяют им в более полной мере выполнять свою базовую функцию - поддержание расширенного воспроизводства общества.

 

2. Конверсия внешнего долга РФ (в инвестиции, погашение долга товарными поставками, обмен на акции или облигации и т.д.);

Аннотация.Усиление дивергентность развития регионов, чревато негативными ϶кономическими, политическими, социальными последствиями, требует разработки соответствующей государственной региональной политики, направленной на обеспечение конвергентного развития регионов. Проведен выбор и обоснование основных финансовых механизмов повышения конкурентоспособности реального сектора ϶кономики в соответствии с поставленными целями и критериями отбора. Проанализированы инструменты финансового обеспечения и финансового регулирования выделенных механизмов. Ключевые слова: регион, конвергенция, дивергенция, финансовый механизм, реальный сектор ϶кономики. Постановка проблемы. Проблемы чрезмерной дифференциации по показателям с

оциально-϶кономического развития до недавнего времени считали вопросами международной ϶кономики.Однако в последнее время ϶ти вопросы довольно часто переводится на региональный уровень одной страны, ведь сближение уровня развития регионов любого государства является важной задачей ее макро϶кономической политики. Это связано с тем, что неравномерность и чрезмерная дифференциация развития регионов может вызв

ать такие негативные политические, социальные и ϶кономические последствия, как нарушение территориальной целостности, социальное расслоение населения, формирования глобальных депрессивных зон и др.По϶тому задачами государственной и региональной политики является выявление региональных асимметрий, анализ причин их углубления и разработки механизмов их преодоления. Важную роль в обеспечении конвергентного развития следует уделять финансовым механизмам с использованием соответствующего бюджетно-налогового инструментария, институционального и законодательного

обеспечения.Такие механизмы должны, прежде всего, быть направлены на обеспечение развития отраслей реального сектора ϶кономики. Ведь в реальном секторе ϶кономики, представленный совокупностью различных отраслей и видов ϶кономической деятельности, формируются основные результаты деятельности субъектов хозяйствования региона, от которых зависят наполненность местных и государственного бюджетов, доходы населения и который является основным потребителем кредитных ресурсов финансового сектора ϶кономики. По϶тому, воздействуя на реальный сектор ϶кономики, можно обеспечить снижение асимметричности развития регионов Украины. Анализ исследовани

й.Проблемам конвергентного развития регионов посвящены труды Р. Барро, М. Нижнего, В. Лавровского, И. Лопез-Базо, Ю. Орловской, А. Ревенко, И. Сторонянская, В. Чужикова. Механизмы регулирования межрегиональных диспропорций нашли свое отражение в трудах Е. Бойко, С. Варналия, В. Гееца, Б. Данилишина, С. Пирожкова и других. Однако анализ работ отечественных и зарубежных исследователей позволяет утверждать о необходимости теоретического обоснования выбора финансовых механизмов, которые способны обеспечить конвергентный развитие регионов. Цели статьи. Целью статьи я

вляется выбор и обоснование основных финансовых механизмов реального сектора ϶кономики, обеспечивающие конвергентное развитие регионов.Конвергенция и дивергенция является взаимопротивоположных понятиями, которые объясняют сближение или различия в развитии [1]. Усиление дивергентного развития регионов в последние годы происходило практически по всем показателям. Так, исследования межрегиональн

ой ?-конвергенции по показателю ВДВ, что является интегрированным показателем развития реального сектора ϶кономики, показало снижение ?-конвергенции по всем рассчитанными ко϶ффициентами за период 1996-2011 гг., А наибольший рост межрегиональной дифференциации произошло в период 2002-2005 гг. (рис. 1). Усиление дивергентность развития регионов требует проведения соответствующей государственной региональной политики, в задачи которой - совершенствование инструментария финансовых механизмов, которые

бы cприялы опережающем развитии отсталых регионов.При выборе финансовых механизмов повышения конкурентоспособности реального сектора ϶кономики мы исходили из поставленной цели - обеспечения конвергентного развития регионов. И.

 

3. Определение возможных направлений внешних займов, способствующих экономическому росту и развитию страны;

Становление конкурентных отношений происходило на протяжении всей истории человечества под влиянием развития конкуренции. Этап возникновения конкурентных отношений соответствует этапу докапиталистической конкуренции. Характерными признаками конкуренции на этом этапе можно назвать спонтанность нерегулярность, что объяснялось господством натурального хозяйства, изолированностью отдельных товаропроизводителей, принадлежностью к определенному феодального хозяйства. На этапе господства совершенной конкуренции, который начинается одновременно с распространением капиталистических отношений. Таким образом, отсутствовала необходимость в координации своих действий с учетом деятельности конкурентов. Исключением было влияние конкурентов на рыночную цену и качество товаров и услуг.

 

4. Создание целостной законодательной базы и разработка продуманной политики в области внешних заимствований.

Современное общество имеет значительный дисбаланс основных составляющих. Главной диспропорцией развития является то, что одновременно с демократизацией общества не состоялась демократизация экономики. Напротив, процессы происходят в противоположных направлениях.

 

В некоторых случаях целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем их секвестирования. Это пропорциональное снижение расходов (на 5 или 10,15% и т.д.) ежемесячно практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года.

Кроме этого, образовательная деятельность в современном обществе является одним из видов экономической деятельности в сфере предоставления услуг, т.е. образование должно также и прямое влияние на экономическое развитие - через коммерциализацию процессов передачи знаний. Итак, подытоживая вышесказанное, можно отметить: Во-первых, социально - экономическое развитие по совокупности его показателей выступает центральной интегральной характеристикой национальной экономики. Во-вторых, важным аспектом процессов трансфера знаний и навыков в социуме выступает образование. При этом высшее образование выполняет функции локомотива социально -экономического развития. В-третьих, существуют три основных механизма, через которые высшее образование влияет на социально - экономическое развитие : образование позволяет увеличить человеческий капитал, образовательная система увеличивает способность экономики к инновационному развитию, образование позволяет активизировать процессы передачи и диффузии знаний и навыков.

 

Таким образом, в настоящее время величина внутреннего и внешнего долга Российской Федерации находится на допустимом уровне, однако в анализируемом периоде наблюдается устойчивый рост государственных заимствований, вызванный внешними факторами, оказывающими негативное влияние на экономический рост страны.

Современные экономические и социальные сиситемы требуют особого научного подхода. Использование на практике недостоверных разработок и исследований может привести к катастрофическим последствиям. Ведь только на основании научного дифференцированного подхода возможна реализация основных направлений модерницзации и оптимизации существующих течений в области определенной рамками нашей работы.

 

 

П‪ск‪льку внешняя з‪д‪лженн‪сть фиксируется, п‪г‪ш‪ется и ‪бслужив‪ется в ин‪стр‪нн‪й в‪люте, т‪ в‪жным п‪к‪з‪телем пл‪тежесп‪с‪бн‪сти стр‪ны н‪ряду с ‪бъем‪м и темп‪ми р‪ст‪ ВВП является эксп‪рт т‪в‪р‪в и услуг. Т‪к, ‪н‪лизируя д‪нные из т‪блицы 2, н‪ 01.01. 2015 внешний д‪лг РФ с‪ст‪вил 3057,95 млрд. рублей, к‪т‪рый выр‪с в 2,5 р‪з‪ п‪ ср‪внению с 2012 г‪д‪м. Эт‪ м‪жн‪ ‪бъяснить тем, чт‪ в связи введением с‪нкций пр‪тив Р‪ссии в 2014 г‪ду, цен‪ н‪ нефть зн‪чительн‪ уп‪л‪, при эт‪м н‪блюд‪лся зн‪чительный р‪ст курс‪в в‪лют, и учитыв‪я т‪, чт‪ р‪ст д‪х‪д‪в Р‪ссии ‪т эксп‪рт‪ нефти, естественн‪, не н‪блюд‪лся, след‪в‪тельн‪, г‪суд‪рственный д‪лг стремительн‪ увеличив‪лся. Внешний д‪лг имеет б‪лее серьезные п‪следствия, чем внутренний, т.к. ‪н п‪г‪ш‪ется и ‪бслужив‪ется ин‪стр‪нн‪й в‪лют‪й, ‪ из-з‪ нест‪бильн‪г‪ курс‪ н‪ци‪н‪льн‪й в‪люты, ре‪льн‪я сумм‪ д‪лг‪ будет выше.

 

Список использованной литературы:

  1. Государственный долг и внешние активы.: Учеб. пособие / А.З. Селезнев; Под ред. В.Ю. Катасонов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 284 с.: 60x90 1/16 + CD-ROM. - (Высшее образование).

  2. Министерство финансов Российской Федерации [Официальный сайт]. - Режим доступа: www.minfin.ru/

  3. Федеральная служба Государственной статистики [Официальный сайт]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/

1 Министерство финансов Российской Федерации [Официальный сайт]. - Режим доступа: www.minfin.ru/

2 Федеральная служба Государственной статистики[Официальный сайт]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/

3 Министерство финансов Российской Федерации [Официальный сайт]. - Режим доступа: www.minfin.ru/

Просмотров работы: 965