ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ В ЦЕЛЯХ ЕЕ СНИЖЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ В ЦЕЛЯХ ЕЕ СНИЖЕНИЯ

Богачева В.В. 1
1Орловский филиал Финуниверситета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблемы состояния и развития сферы борьбы с безработицей исключительно актуальны для российской экономики, стоящей перед необходимостью сохранить, приумножить и рационально использовать имеющийся трудовой потенциал. Без этого невозможна дальнейшее развитие России, и повышение ее конкурентоспособности в системе международных экономических отношений, где решающей предпосылкой конкурентоспособности страны являются человеческие ресурсы, обладающие значительным интеллектуальным, предпринимательским и трудовым потенциалом, заинтересованные в результатах своей деятельности в целях достижения благосостояния государства. РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦИЕЙ

Рассмотрим особенности рынка труда России. С учетом того, что российская экономика находится в развивающейся стадии и представляет собой скорее нагромождение отклонений, чем целостную систему. Однако в реальности российский рынок труда не хаотичен, а подчиняется определенным законам, которые происходят из сложившихся трудовых отношений и проблем.

В 2015 г. по данным Росстата российское экономически активное население составляет 75,9 млн.человек, т.е. это 52% от населения России. При этом по методике МОТ из них 4,2 млн.человек - это безработные, а 71,8 млн.человек работающие. Следовательно, на рынке труда РФ наблюдается сокращение спроса, что выражается в росте безработицы

В следствии данных процессов в российской модели уровень безработицы оценен в 5,5% .

При этом следует отметить, что 73% безработных искали работу самостоятельно (см. рис. 1). Таким образом, деятельность государства в модели по содействию занятости на рынке труда явно не эффективна.

Рисунок 1 - Методы поиска работы1

Среди безработных доля женщин в 2015г. составила 45,8%, а доля городских жителей - 65,4%.При этом средний возраст - 35,7 года. Молодежь до 25 лет среди безработных составляет 23%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 3,3%, 20-24 лет - 19,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (28,2%) и 20-24 лет (14,0%).

Самый низкий уровень безработицы отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

Правовое регулирование рынка труда и занятости в России основывается, прежде всего, на Конституции, федеральных законах, и иных нормативных и правовых актах.

Рисунок 2- Динамика уровня безработицы по территории РФ2

Государственная политика финансирования борьбы с безработицей реализуется через систему полномочий. В соответствии с этим можно выделить следующие уровни:

  • Федеральные инструменты финансирования борьбы с безработицей.

  • Региональный инструменты финансирования борьбы с безработицей.

  • Муниципальный инструменты финансирования борьбы с безработицей.

ОЦЕНКА ОПЫТА ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦИЕЙ В Г. МОСКВЕ

Численность экономически активного населения Москвы в январе 2015 года по итогам статистического мониторинга оценивается в более чем 7039 тыс. человек, при этом: 6941.5 тыс. человек, т.е. 98.6% это экономически активного населения были заняты в экономике; 97.6 тыс. чел., т.е. 1.4% не имели занятия, но активно его искали (а по методике МОТ они считаются так, же безработными). Приведем краткую характеристику ситуации на рынке труда с анализом социально-экономических показателей. Как видно из данных таблицы 1спрос на рынке труда со стороны работодателей сокращается, пик приходился на май, июнь, июль 2014 г. и держался выше уровня 220 тыс. человек. В 2015 г. спрос сократился до уровня 113 тыс. человек.

Оценка финансовых показателей текущей ситуации на рыке труда приведена на рисунке 3. К концу 2015 года нагрузка незанятого населения (безработного), состоящего на учете в органах службы занятости Москвы, на одну заявленную вакансию составила 0.37 человека, что на 78.0%, больше чем в 2014 года.

По итогам 2014 года рост промышленного производства составил 1,2% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, в том числе в обрабатывающих производствах – 2,8 процента. На долю промышленности приходится 16% ВРП. Такая динамика позволяет оценивать завершение 2014 года с темпами роста в промышленности не менее 101,8%.

Стабильный потребительский спрос, обусловленный увеличением заработной платы, доходов населения, гарантированными социальными выплатами и пенсиями являлся в 2013 - 2014 гг. одним из факторов роста розничной торговли, доля которой в ВРП Москвы составляет 7,1%. В 2013 году оборот розничной торговли вырос в сопоставимых ценах на 3,5% по сравнению с 2012 годом и составил 4 017,0 млрд. рублей; по результатам восьми месяцев 2014 года – на 2,2% (2 739,7 млрд. рублей)3.

В 2014 года потребительские цены выросли на 7,2%, в 2013 году рост составил 6,7%. Усиление инфляции в 2014 году в основном связано с удорожанием продовольственных товаров, доля которых в структуре индекса потребительских цен составляет более одной трети. Вместе с тем на фоне общих инфляционных процессов в российской экономике в Москве ситуация остается стабильной, во многом обеспеченная стабильностью рынка труда и гарантированными мерами адресной социальной поддержки.

Рисунок 3 – Текучая ситуация на рынке труда4

Ёмкий рынок труда в Москве обеспечивает стабильность заработной платы как основного источника доходов населения. В 2014 г. и в истекшем периоде 2015 года темпы роста заработной платы опережали рост инфляции: в 2014 году средняя начисленная заработная плата в сопоставимых ценах выросла на 13,7%, в 2015 года – на 10,2%. По оценкам в 2015 году среднегодовой рост заработной платы составит 9%5.

Основную деятельность в сфере борьбы с безработицей выполняет Департамент труда и занятости Администрации Москвы.

На 2015 год приоритетными направлениями деятельности являлись следующие: повышение эффективности финансового обеспечения мер по содействию трудоустройству граждан, ищущих работу, а работодателям – в подборе необходимых работников; повышение конкурентоспособности и качества рабочей силы в соответствии с потребностями рынка труда; дальнейшее взаимодействие с работодателями по организации временных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; развитие социального партнерства в сфере содействия занятости населения; реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда; стимулирование работодателей к созданию (оснащению) рабочих мест для инвалидов; обеспечение социальной поддержки безработных граждан; регулирование процессов привлечения иностранных работников на основе принципа приоритетного использования квалифицированных кадров.

На рисунке 4 представлены основные приоритеты деятельности государственных служб занятости населения и финансовые инструменты, использованные в борьбе с безработицей.

Преимущественно (более 86% намеченных к увольнению в 2014 году) сведения представлялись из организаций, относящихся к таким видам экономической деятельности, как здравоохранение и предоставление социальных услуг; финансовая деятельность; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; транспорт и связь; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; обрабатывающие производства; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

Рисунок 4 - Основные приоритеты деятельности и финансовые инструменты, использованные в борьбе с безработицей в 2014-2015 гг.

По данным мониторинга за 2014 г. 3,1 тыс. человек по инициативе работодателей работали на условиях неполного рабочего времени, 665 человек находились в простое (по состоянию на 31.12. 2013 года – 2,0 тыс. человек и 717 человек соответственно).

В 2015 г. в службу занятости населения города Москвы в поисках подходящей работы обратилось 177,9 тыс. человек, из них 13,0% составили высвобожденные граждане (в 2014 г. обратилось в поисках подходящей работы 154,2 тыс. человек, из них высвобожденные граждане – 9,7%).

Всем обратившимся в службу занятости в поисках работы оказывается содействие в трудоустройстве. Нашли работу при содействии службы занятости 137,1 тыс. человек (на 31.12.2014 – 138,1 тыс. человек).

В программах временной занятости приняли участие 27,2 тыс. безработных и ищущих работу граждан (на 31.12.2014 – 25,9 тыс. человек). Организовали собственное дело 297 безработных граждан (на 31.12.2014 – 181 человек). Услуги по профориентации, психологической поддержке и социальной адаптации на рынке труда получили 118,8 тыс. человек (на 31.12.2014 – 138,1 тыс. человек).

Приступили к профессиональному обучению по направлению службы занятости 6,4 тыс. безработных граждан (на 31.12.2014 – 6,6 тыс. человек). Количество вакансий в банке данных службы занятости с начала 2015 года уменьшилось на 10,2 тыс. единиц. По состоянию на конец 2015 года их количество составило 139,3 тыс. единиц (за аналогичный период 2014 года количество вакансий в банке данных увеличилось на 15,4 тыс. единиц и на 31.12.2013 составляло 149,5 тыс. единиц).

Основными результатами можно считать следующие показатели: уровень регистрируемой безработицы (от экономически активного населения) – 0,33% (план – 0,5%); доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся в службу занятости с целью поиска подходящей работы – 73,9% (план – 73,8%); доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов – 49,0% (план – 42,6%); количество вакансий в городском банке вакансий – 223,3 тыс. ед. (план – 140,0 тыс. ед.); коэффициент напряженности на рынке труда – 0,16 (план – 0,40).

Возросла средняя стоимость пакета предоставляемых социальных услуг; реализация мероприятий носят заявительный характер, компенсации по предоставлению услуг в сфере социальной защиты населения выплачены всем обратившимся переселенцам.

Таким образом, на основании данных можно констатировать, что основные показатели использования финансовых инструментов борьбы с безработицей были достигнуты, т.е. деятельности в сфере занятости москвичей можно считать эффективными.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОПЫТА Г. МОСКВА В СФЕРЕ БОЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ

Считаем, что опыт борьбы с безработицей г. Москвы необходимо распространить и на другие регион, в том числе и на Орловскую область, дополнив следующими элементами:

  • Финансирование введения более активной и практически ориентированной профориентации, как среди молодежи, так и среди других категорий населения входящих в группы риска по безработице;

  • Более активно использовать финансовые механизмы Частно-государствного партнерства в рамках привлечения работодателей к профобучению как молодежи, так и других категорий населения входящих в группы риска по безработице;

  • Расширить практику сотрудничества центров занятости, частного бизнеса, через привлечения НПО и частных агентств занятости, и общественности в лице учреждений образования к решению проблем снижения безработицы в России;

  • Развивать оперативное информационное обеспечение безработных граждан России об состоянии спроса на труд через финансирование разработки применения современных IT решений и формирования единой общенациональной интерактивной базы данных вакансий рынка труда с разбивкой по категориям и требованиям к кандидатам;

  • Финансирование проведения на местах проведения информационно-разъяснительных мероприятия среди безработных с целью формирования общественно мнения о необходимости активного самостоятельного поиска вариантов трудоустройства и возможности получения поддержки от властей.

Таким образом, в результате реализации предложенных мер в дополнение к уже действующим механизмам в рамках борьбы с безработицей будет использован потенциал всего спектра современных мер по обеспечению организаций качественной рабочей силой, в том числе и такие как:

  • административно-правовые элементы в рамках финансовых инструментов борьбы с безработицей и решения проблем организаций по обеспечению рабочей силой,

  • организационные элементы в рамках финансовых инструментов борьбы с безработицей и решения проблем организаций по обеспечению рабочей силой,

  • политические элементы в рамках финансовых инструментов борьбы с безработицей и решения проблем организаций по обеспечению рабочей силой,

  • экономические элементы в рамках финансовых инструментов борьбы с безработицей,

  • социальные элементы в рамках финансовых инструментов борьбы с безработицей и решения проблем организаций по обеспечению рабочей силой,

  • информационные элементы в рамках финансовых инструментов борьбы с безработицей и решения проблем организаций по обеспечению рабочей силой,

  • идеологические элементы в рамках финансовых инструментов борьбы с безработицей и решения проблем организаций по обеспечению рабочей силой.

Список использованной литературы
  1. Бовыкин В.И. Новый менеджмент / В.И. Бовыкин. - М.: «Эксмо», 2015. - 480 с.
  2. Ванкевич Е. В. Экономические отношения занятости: закономерности развития и регулирования. - Мн.: БГЭУ, 2014.- 331 с.

  3. Власова В. М. Стабилизация занятости в условиях рынка. С-Пб.: Питер. – 2014. –295 с.

  4. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов. 5-е изд., доп. М.:Норма. 2013.- 416 с.

  5. Федеральная служба Государственной статистики [Официальный сайт]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/

1 Данные Росстата: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/36.htm

2 Данные Росстата: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/36.htm

3 Сайт Департамента труда и занятости населения города Москвы: http://trud.mos.ru/

4 Сайт Департамента труда и занятости населения города Москвы: http://trud.mos.ru/

5 Сайт Департамента труда и занятости населения города Москвы: http://trud.mos.ru/

Сайт Департамента труда и занятости населения города Москвы: http://trud.mos.ru/

Сайт Департамента труда и занятости населения города Москвы: http://trud.mos.ru/

Просмотров работы: 560