Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Русский народный костюм имеет богатую историю. Он по праву считается древним, так как сумел сохранить самобытные черты, присущие костюму Древней Руси. Своеобразие народной одежды Воронежской губернии выражается в бытовании здесь всех комплексов, характерных для территории этнического формирования русских. Начиная с XVII века на эти земли переселялось много украинцев, а также однодворцев из внутренних областей России. Поэтому при всей схожести с другими южнорусскими городами здесь существовали самобытные художественные явления, характерные только для этих мест. Особенно ярко это своеобразие отразилось в народной праздничной одежде. Переселение служилого населения из ближайших областей (Рязанской, Тульской, Тамбовской, Орловской, Курской) обусловило распространение в Воронежском крае южнорусского комплекса одежды: поневы, рубахи с косыми поликами, туникообразных запонов, головного убора «сорока», украшений из перьев и бисера. В то же время приток населения из центральных и северо-западных районов способствовал появлению костюмов, характерных для жителей этих мест: сарафана, рубахи с прямыми поликами, кокошника, душегреи, комплекса с полосатой юбкой. В пределах каждого комплекса наблюдалась значительная вариативность составляющих их элементов. В женской одежде украинского населения традиционные черты дольше всего сохранялись в покрое и отделке рубах и корсеток. Одежда отражала семейные и возрастные отличия. В Воронежской губернии, как и во многих других, дети до пятнадцати лет носили только длинную подпоясанную рубашку. Эта традиция соблюдалась в некоторых селах вплоть до второй половины XIX века. Одежда пожилых людей почти не украшалась и отличалась неяркими тонами. Самой нарядной была одежда замужних женщин до рождения первого ребенка. Очень стойко сохранялась разница между женским и девичьим костюмом. В тех районах, где женщины носили поневу, девушки ходили в сарафанах или юбках (даже когда понева приблизилась по покрою к юбке). Там, где был распространен сарафанный комплекс, девушки и женщины (как и в других местах) различались только головными уборами. Наряды шили в основном из домотканых материалов. С открытием фабрик традиционный крестьянский костюм постепенно стал уходить в прошлое. Во второй половине XIX века наметились значительные различия между праздничной и будничной одеждой. Стала появляться обувь городского покроя, женские сапоги на высоких каблуках. В моду вошли новые виды одежды: белые фартуки из кисеи и коленкора, «разлетки» — короткие черные кофты, белые и желтые набивные платки.