УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Лушникова А.П. 1, Киселько М.С. 1
1ФБГОУ ВО МЗ РФ Амурская Государственная Медицинская академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В большинстве случаев тревога и тревожность, достаточно интенсивно и длительно воздействующие на ребенка, препятствуют формированию адаптивного поведения, приводят к нарушению поведенческой интеграции и общей дезорганизации его психики и соматического состояния. Следует подчеркнуть, что тревожность как устойчивая личностная черта формируется преимущественно в подростковом возрасте. Исходя из этого, именно школьный возраст с его проблемами адаптации, представляет наибольший интерес в плане изучения специфических проявлений развития феномена тревоги-тревожности в связи с задачами психопрофилактики, психокоррекции различных состояний дезадаптации, которые, как известно, могут служить фактором риска в развитии соматической патологии.

Целью работы является исследование уровня тревожности у детей старшего школьного возраста разного физического развития.

Гипотеза исследования строиться на предположении о том, что уровень физического развития ребенка влияет на существование тревожности определенного психологического содержания.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе СОШ №5, среди детей старшего школьного возраста (15-17 лет), с помощью методики – Многомерная оценка детской тревожности (МОДТ), разработанная сотрудниками Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. Психодиагностическая структура многомерной оценки включает 10 параметров-шкал, позволяющих дать дифференцированную оценку тревожности у детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет.

Результаты и их обсуждение. Всего в исследовании приняли участие 56 респондентов, 29 мальчиков (мезосоматотип – 12, макросоматотип – 17) и 22 девочки (мезосоматотип – 15, макросоматотип – 7). Из общего числа респондентов всего 5 детей соответствовали низкому уровню физического развития (микросоматотип), что явилось недостаточным для исследования их уровня тревожности.

На основании результатов, полученных по 10-ти шкалам, была получена информация о структурных особенностях тревожности детей разного физического развития (мезосоматотип, макросоматотип) по четырем основным направлениям психологического анализа.

Оценка уровней тревожности, имеющих непосредственное отношение к личностным особенностям ребенка («Общая тревожность», «Тревога, связанная с оценкой окружающих», «Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения»).

Среди девочек мезосоматотипа 13.33% составляют низкий уровень тревожности, 60% - средний, высокий – 17.78% и крайне высокий уровень тревожности – 8.89%. Тогда как у девочек макросоматотипа низкий уровень тревожности – 23.81%, средний – 38.1%, высокий – 23.81% и крайне высокий – 14.28%.

Мальчики (мезосоматотип) имеющие низкий уровень тревожности составляют 22.22%, средний – 66.67%, высокий – 11.11%. При этом у мальчиков макросоматотипа данные показатели составляют 29.41%, 58.82% и 4.77%, соответственно.

Оценка особенностей психофизиологического и психо-вегетативного тревожного реагирования ребенка в стрессогенных ситуациях («Снижение психической активности, обусловленное тревогой», «Повышенная вегетативная реактивность, обусловленная тревогой»).

16.67% девочек (мезосоматотип) имеют низкий уровень тревожности, 50% - средний, 30% - высокий, 3,33% - крайне высокий. У девочек макросоматотипа низкий уровень тревожности составляет 14.28%, средний – 64.3% и высокий – 21.42%.

У мальчиков (мезоосоматотип) следующие уровни тревожности: низкий – 16.67%, средний – 70.83% и высокий – 12.5%. В то время как у мальчиков макросоматотипа: низкий – 29.41%, средний – 55.88%, высокий – 14.71%.

Оценка роли в развитии тревожных реакций и состояний ребенка особенностей его социальных контактов («Тревога в отношениях со сверстниками», «Тревога в отношениях с учителями», «Тревога в отношениях с родителями»).

Низкий уровень тревожности у девочек мезосоматотипа – 35.56%, средний – 60% и высокий – 4.45%. Тогда как среди девочек макросоматотипа низкий уровень имеют 9.53%, средний – 80.94% и крайне высокий – 9.53%.

В группе мальчиков (мезосоматотип) низкий уровень тревожности составляет 47.22%, средний – 44.45% и высокий – 8.33%. А в группе мальчиков макросоматотипа низкий – 43.14%, средний – 50.98%, высокий – 3.92% и крайне высокий уровень тревожности – 1.96%.

Оценка роли в развитии тревожных реакций и состояний ребенка ситуаций, связанных со школьным обучением («Тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний», «Тревога, связанная с успешностью в обучении»).

Девочки (мезосоматотип) имеющие низкий уровень тревожности составляют 3.33%, средний – 90%, высокий – 6.67%. В то же время девочек (макросоматотип) с низким уровнем тревожности – 7.14%, средним – 64.29% и высоким – 28.57%.

Мальчики (мезоосоматотип) с низким уровнем тревожности – 16.67%, средним – 75%, высоким – 8.33%. Мальчики (макросоматотип) с низким – 26.46%, средним – 52.95%, высоким – 17.65% и крайне высоким уровнем тревожности – 2.94%.

Таким образом, анализируя результаты оценки полоспецифических и физических особенностей динамики тревожности у детей старшего возраста можно сказать о том, что гипотеза исследования подтвердилась – уровень физического развития ребенка влияет на существование тревожности определенного психологического содержания.

В связи с этим считаем необходимым проведение специальных мероприятий (выявление учащихся, составляющих группу повышенного риска; участие школьного психолога в разработке и проведении профилактических мероприятий, направленных на психоэмоциональное закаливание учащихся, выработку у них психологической устойчивости к стрессогенным воздействиям; помощь психолога учителям в реализации коррекционных программ) для всех участников образовательного процесса с целью психопрофилактики, психокоррекции различных состояний дезадаптации.

Просмотров работы: 581