БАРНАУЛЬСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

БАРНАУЛЬСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Величко О.В. 1, Немытикова Д.В. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Агломерация – ключевой инструмент развития территорий. Более 60% мирового ВВП создается в 600 ведущих городских агломерациях по всему миру [9].

В отечественной литературе понятие «городская агломерация» использовалось достаточно широко уже в начале ХХ в., хотя и под разными названиями: «хозяйственный округ города» А.А. Крубера, «агломерация» М.Г. Диканского и «экономический город» В.П. Семенова-Тян-Шанского [3].

Однако в экономической литературе нет единого подхода к определению данного термина. Например, Н.В. Петров предлагает называть городскими агломерациями компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи [5].

Мы же больше придерживаемся мнения Е.Н. Перцика: «Городская агломерация — это система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой. Она возникает как преемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации» [4].

Российская Федерация относится к странам с высоким уровнем урбанизации. На 2016 г. доля городского населения составила 74%, а около половины народонаселения проживает в агломерациях [6].

Согласно российским методикам, группа поселений выделяется в качестве городской агломерации, если население наибольшего из образующих её городов-ядер составляет более 100 тыс. чел., а в пределах 1,5-2 часовой транспортной доступности от него расположено ещё как минимум два города или посёлка городского типа, тяготеющих к центру [12].

Особенностью российских агломераций является освоение и обустройство крупными городами обширных зон неблагоустроенной сельской местности с организацией производства и промышленной переработки сельскохозяйственной продукции, а также уникальная российская форма сезонного расселения многомиллионных групп горожан в объединениях садоводства, огородничества и дачного строительства [2].

Барнаульская агломерация — городская агломерация на северо-востоке Алтайского края с общим населением 826 849 чел. на 2016 г. [7], что составляет более трети населения края. Её образуют два городских округа (Барнаул и Новоалтайск) и один прилегающий муниципальный район (Первомайский район) с центром в городе Барнауле.

Барнаульская агломерация образована с целью создания в Алтайском крае компактной пространственной группировки населенных пунктов, обладающих промышленными, транспортными, торговыми, культурными и социально-бытовыми связями. Схема территориального планирования Барнаульской агломерации была разработана московским институтом «Гипрогор», утверждена весной 2011 года и является первой в России, прошедшей в установленном порядке процедуру согласования в Минрегионразвития РФ. Позже для координации проектов агломерации была создана Ассоциация «Барнаульская агломерация интеграционного развития территорий» [10].

По оценкам экспертов, с учетом развития автотранспортной и железнодорожной сети в состав агломерации могут войти еще Тальменский, Павловский, Косихинский и Калманский районы, а также город Заринск, что объединит население численностью до 1,14 млн чел. (практически половину всего населения Алтайского края) и составит площадь до 40 тыс. кв. км [1].

С учётом того, что Алтайский край испытывает ежегодный отток населения, который превышает приток, то сосредоточение людских ресурсов и создание новых рабочих мест может стать основой для притяжения человеческих ресурсов в край.

На территории Барнаульской агломерации сосредоточено более 40% промышленного производства и инвестиций Алтайского края; около 70% основных фондов организаций края; более 65% объема розничной торговли и предоставляемых населению услуг. Территория привлекает половину всех инвестиций в основной капитал [3].

На территории агломерации функционируют такие крупнейшие предприятия, как Алтайдизель, Алтайский приборостроительный завод «Ротор», Барнаултрансмаш, Барнаульский вагоноремонтный завод, Алтайвагон, Алтайавтодор, Барнаульский шинный завод, Барнаульский завод резинотехнических изделий, Барнаульский меланжевый комбинат, Алтайхолод, Барнаульский пивоваренный завод, кондитерская фабрика «Алтай», Алтайские макароны, Барнаульский хлебокомбинат, Кипринский молочный завод, Новоалтайский хлебокомбинат.

Более 58% общей площади агломерации составляют земли сельскохозяйственного назначения, 86% которых находятся в пределах Первомайского района, где на них приходится 50% общей площади. На территории Барнаульского городского округа земли сельскохозяйственного назначения занимают более 40%, значительная часть которых — особо ценные земли опытных хозяйств и научных институтов. Земли лесного фонда составляют 24,5% общей площади агломерации. Подавляющая их часть находится в пределах Первомайского района (более 28% его площади). В пределах Барнаульского городского округа леса занимают около 11% территории [3].

Приток населения во многом определяет потребность во вводе жилья. Внутри агломерации происходит активное строительство. Особенно ярко это видно на примере г. Новоалтайска. С 2012 года город стал застраиваться девятиэтажными жилыми домами. В Новоалтайске и Первомайском районе вырос объем зарегистрированных прав на жилые помещения в 2016 г. На начало года их было 1 923, то к сентябрю их зафиксировано 2 158, о чем говорят данные, предоставленные краевым Управлением Росреестра.

Также были открыты крупные ТРЦ «Арена» и «Парк» в 2013 г. и 2014 г. соответственно. Построен кинотеатр «Ракета» на 220 мест.

Миграция населения зачастую обусловлена более высокой заработной платой. Среднемесячная заработная плата по краю за 2015 г. составила 19 209 руб. А вот заработная плата в Барнаульской агломерации на 5–7% выше среднекраевой. Также средняя заработная плата в крупных и средних организациях Алтайского края за январь-март 2016 г. составила 22 113 руб., в Барнауле – 26 714 руб., а Новоалтайске – 25 379 руб. [8].

В.В. и И.В. Мищенко выделяют такие основные преимущества Барнаульской агломерации [3]:

– самые благоприятные для Сибири климатические условия;

– технологические заделы и квалифицированные кадры в машиностроении, деревообработке, химии, производстве продуктов питания;

– транспортный потенциал (через Барнаул проходят две федеральные автомобильные трассы в Монголию и Казахстан);

– развитые сферы дошкольного и общего образования, медицины.

Однако отмечают и значительные ограничения, негативно влияющие на развитие агломерации:

– недостаточные возможности привлечения бюджетных средств (федеральных, региональных и местных инвестиций) и различных внебюджетных инвестиций для реализации проектов;

– относительно невысокая инвестиционная привлекательность в сравнении с иными сибирскими агломерациями;

– занятость населения обеспечивается преимущественно «традиционными» отраслями экономики и госсектором;

– увеличивающееся несоответствие транспортной системы потребностям динамично растущего города.

К недостаткам следует отнести и огромную загруженность межгородского и пригородного транспорта в часы-пик (7-9 часов утра и 5-7 часов вечера). Несмотря на обещания с 2012 года Алтайской администрации вот-вот ввести троллейбусное сообщение между Новоалтайском и Барнаулом, два года назад был отменён большого размера автобус «125» и заменён на небольшие автобусы и маршрутки из-за нерентабельности. Хотя считается, что ежедневно в Барнаул из Новоалтайска едут на работу/учёбу более 5-6 тысяч человек [11].

Также они называют основным условием успешного развития агломерации - создание высокооплачиваемых рабочих мест, продуцирующих спрос на высококвалифицированную рабочую силу и задающих высокий стандарт потребления. Если учитывать текущую функциональную специализацию муниципальных образований, входящих в состав Барнаульской агломерации, то в среднесрочной перспективе основной специализацией ее территории будет индустриальная специализация с постепенным ростом постиндустриальных функций, свойственных более зрелым стадиям развития агломераций.

Так и Александр Иванченко считает, что в Барнауле должна сформироваться офисная империя – для осуществления эффективного управления. А промышленные производства, торговые и развлекательные центры должны из краевой столицы постепенно перемещаться на периферию агломерации [9].

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, о том что агломерации дают синергетический эффект. Для бизнеса интерес к агломерациям объясняется ростом конкурентоспособности, основанным на высокой степени концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность. Эффект масштаба благоприятно влияет на развитие региональной экономики, при этом возникают современные форматы торговли, перспективные производства товаров потребительского рынка и сектор услуг. Агломерационный эффект создает возможности как прихода в регион крупного бизнеса, так и роста местных компаний до уровня лидеров рынка [3].

Развитие Барнаульской агломерации даст преимущество всем её субъектам и региону в частности. К сожалению, сама агломерация сталкивается с рядом проблем: это и транспортное обеспечение, и развитие культурной сферы. Однако проблемы вполне решаемы, но, как обычно упираются в финансирование.

Список используемой литературы:

  1. Постановление Администрации Алтайского края № 644 от 26.11.12 «Об утверждении схемы территориального планирования Барнаульской агломерации»/ [Электронный ресурс]: Официальный сайт Алтайского края – Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/upload/iblock/bcd/644_12.PDF
  2. Малеева Т.В., Селютина Л.Г. Перспективы развития агломераций в России // Теория и практика общественного развития. 2014. № 10. С. 125.
  3. Мищенко В.В., Мищенко И.В. Городские агломерации: формирование и перспективы развития (на примере Барнаульской агломерации)// Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2015. - Т. 8. - № 5 (43). - С. 68-79.
  4. Перцик Е.Н. Города мира: география мировой урбанизации. М.: Международные отношения, 1999. C. 9–10.)
  5. Петров Н.В. Городские агломерации: состав, подходы к делимитации // Проблемы территориальной организации пространства и расселения в урбанизированных районах. Свердловск, 1988. С. 15–16.)
  6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики/ [Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистики – Режим доступа: http://www.gks.ru/
  7. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай/ [Электронный ресурс]: Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай – Режим доступа: http://akstat.gks.ru
  8. Официальный сайт Государственной службы занятости по Алтайскому краю/ [Электронный ресурс]: Информационный портал Алтайского края по труду и занятости населения – Режим доступа: http://trud22.ru/oplata_truda/payment/
  9. Официальный сайт Алтайского края/ [Электронный ресурс]: Инвестиционный портал Алтайского края – Режим доступа: http://invest.alregn.ru/news/detail.php?ID=533
  10. Официальный сайт Алтайского края/ [Электронный ресурс]: Инвестиционный портал Алтайского края – Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/region_news/53270.html
  11. Официальный сайт г. Новоалтайска/ [Электронный ресурс]: Официальный сайт г. Новоалтайска – Режим доступа: http://www.novoaltaysk.ru/index.php
  12. Официальный сайт МГУ имени М.В. Ломоносова/ [Электронный ресурс]: Официальный сайт МГУ имени М.В. Ломоносова: интернет-ресурсы – Режим доступа: http://www.msu.ru/resources/msu-ws1.html
Просмотров работы: 1093