ПРОБЛЕМЫ ДОСТИЖЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ ДОСТИЖЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Кузубова О.И. 1
1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Основными задачами государства является обеспечение экономического роста и создания для этого необходимых условий, обеспечение социальной стабильности и безопасности, как для граждан, так и для всего государства. Социально-экономического развитие государства напрямую зависит от состояния финансовых ресурсов страны и сбалансированности бюджета.

На сегодняшний день сложно говорить о сбалансированности бюджета, так как расходы превышают доходы. Дефицит составляет в 2016г. 3035 млрд.руб., но по прогнозам Министерства финансов к 2019г он снизится на 37,5% и составит 1139 млрд.руб. Необходимо проводить грамотную политики для снижения дефицита федерального бюджет и обеспечения роста доходов (см. Таблицу 1).

Таблица 1 – Параметры федерального бюджета Российской Федерации за 2015-2019гг.1

млрд.рублей

Показатель

2015

2016

2017

2018

2019

Доходы, всего

12 540

13 369

13 492

13 955

14 823

Расходы, всего

15 215

16 404

16 160

15 951

15 962

Дефицит(-)/профицит(+)

-2 675

-3 035

-2 754

-1 996

-1 139

В 2015 году произошло резкое снижение доходов на 13,5% (1957 млрд.руб.) в связи со сложной экономической ситуацией, которую удалось стабилизировать и удержать падение доходов федерального бюджета. В 2016 году наблюдается прирост доходов на 6,6% (829 млрд.руб.) по отношению к предыдущему году. С 2017 по 2019 годы планируется увеличение доходов федерального бюджета на 9,9% (1331 млрд.руб.).

Большая часть доходов составляют ненефтегазовые доходы, что является огромным плюсом для экономики страны, и означает, что антикризисная политика проводимая государством позволила выйти из нефтегазовой зависимости при формировании доходной базы федерального бюджета.

Увеличение доходов государства является положительным показателем, особенно когда наблюдается тенденция сокращения дефицита федерального бюджета. Высокий уровень доходов позволяет увеличить расходные обязательства, тем самым повысив уровень развития страны.

Расходы федерального бюджета в 2016 г. по сравнению с 2015 г. увеличились на 7,8% (1189 млрд.руб.), ожидается снижение расходов в 2017г. на 1,5% (244 млрд.руб.) и в 2018г. на 1,3% (209 млрд.руб.) по сравнению с предыдущим годом. В 2019г. планируется небольшой прирост расходных обязательств по сравнению с 2018г. на 0,1% (11 млрд.руб.).

Основную долю расходов (более 30%) составляют расходы на статью Социальная политика, что говорит о социальной направленности политики государства.

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов характеризуется снижением доходов и расходов по отношению к ВВП при выходе на уровень дефицита менее 1,0% ВВП в 2018 году.2

В условиях дефицитного бюджета важно грамотно сдерживать увеличение расходов бюджета и обеспечить увеличение доходов. Ведь от уровня доходов федерального бюджета зависят возможности государства на исполнение своих обязанностей, исполнения социально-экономической политики, развития страны и общества.

Сдерживать рост дефицита удается с помощью накопленных средств в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, которые на сегодняшний день находятся на стадии исчерпания и нуждаются в своем пополнении.

По данным Министерства финансов Российской Федерации, к 2019 году дефицит бюджета сократится к минимуму и составит 1139 млрд.рублей, что почти в 3 раза меньше показателей 2016 года. С 2017 по 2019 годы экономика страны будет проходить период становления, и после большого экономического спада ожидается рост не только доходов бюджета, но и всех экономических показателей.

Средства, аккумулированные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, а также размещенные в Банке России и Внешэкономбанке, можно считать существенными потенциальными источниками внутреннего финансирования воспроизводства российской экономики.

В период 2017-2019 гг. ожидается снижение роли средств суверенных фондов с уверенным ростом доли внутренних заимствований в структуре источников его финансирования3 (см. Таблицу 2).

Таблица 2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2016-2019гг.4

млрд.рублей

Показатель

2016

2017

2018

2019

Источники финансирования дефицита

3 035

2 754

1 992

1 132

Использование Резервного фонда и ФНБ

2 144

1 821

1 143

130

Не связанные с использованием Резервного фонда и ФНБ

784

933

849

1 002

Важно тщательно подходить к формированию бюджетной политики в вопросе формирования накопления финансовых средств. Благодаря сбережениям в 2014-2015 годах удалось экономике России провести антикризисный бюджетный маневр без сокращения настоящих социальных обязательств. Использование резервных средств помогли уменьшить отрицательный эффект во время адаптационного периода и обеспечили дополнительное время для разработки плана в соответствии с которым можно подстроить объем и структуру расходных обязательств в соответствии с возможностями бюджета. Лишь совокупность всех необходимых мер и действий, направленных на стабилизацию бюджета, обеспечат снижение дефицита, что является важным условием для социально-экономического развития Российской Федерации.

Список использованной литературы

  1. Основные направления бюджетной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. [Электронный ресурс] URL: www.minfin.orb.ru/files/ONBP2016-18

  2. Основные направления бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. [Электронный ресурс] URL: www.komitet-bn.km.duma.gov.ru/file

  3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. [Электронный ресурс] URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189671

1 Таблица составлена автором на основе данных: Основные направления бюджетной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. [Электронный ресурс] URL: www.minfin.orb.ru/files/ONBP2016-18; Основные направления бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. [Электронный ресурс] URL: www.komitet-bn.km.duma.gov.ru/file

2 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. [Электронный ресурс] URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189671

3 Основные направления бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. [Электронный ресурс] URL: www.komitet-bn.km.duma.gov.ru/file

4 Таблица составлена автором на основе данных: Основные направления бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. [Электронный ресурс] URL: www.komitet-bn.km.duma.gov.ru/file

Просмотров работы: 1648