ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДАМИ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДАМИ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Севрюкова М.В. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Управление расходами бюджетов занимает центральное место не только в системе управления бюджетом, но и в рамках механизма реализации государственной политики. Практически любое решение, принимаемое органами государственной власти, влечёт за собой бюджетные расходы.

На уровне субъектов федерации управление бюджетными расходами приобретает особое значение, т.к. оно связано с предоставлением населению услуг в наиболее важных сферах – образовании, здравоохранении, социальном обеспечении.

На сегодняшний день одной из существующих проблем при внедрении системы бюджетирования, ориентированного на результат является создание системы индикаторов (показателей) эффективности бюджетных расходов и с их соотношением с показателями развития социальной сферы

Причем индикаторы, применяемые для оценки эффективности, могут иметь различные формы выражения, представляя собой количественные (абсолютные) и качественные, относительные и динамические значения.

В настоящее время в Российской Федерации существует методика оценки качества управления региональными финансами, используемая министерством финансов Российской Федерации для проведения ежегодного мониторинга.

Оценка проводится по следующим направлениям направлениям:

1) индикаторы, характеризующие качество бюджетного планирования;

2) индикаторы, характеризующие качество исполнения бюджета;

3) индикаторы, характеризующие качество управления долговыми обязательствами;

4) индикаторы, характеризующие финансовые взаимоотношения с муниципальными образованиями;

5) качество управления государственной собственностью и оказания государственных услуг;

6) степень прозрачности бюджетного процесса;

7) качество выполнения «майских» Указов Президента РФ [14].

По результатам данных за 2015 год Ростовской области присвоена первая степень качества управления региональными финансами.

Однако для оценки качества управления расходами бюджета конкретного субъекта РФ, по мнению автора, необходимо разработать комплексный подход с учетом специфических особенностей развития региона. На примере Ростовской области проведем анализ эффективности использования расходов областного бюджета по следующим критериям:

1) Оценка качества планирования расходов;

2) Оценка открытости информации о расходах бюджета;

3) Результативность как достижение ключевых показателей.

С целью проведения оценки качества планирования расходов бюджета за период 2013-2015 годов проведем анализ отклонения фактических данных от плановых в целом и в разрезе каждого раздела классификации расходов, а также наличие и количество корректировок планового документа в течение финансового года и полученные результаты оформим в виде таблицы (Таблица 1).

Таблица 1. Оценка качества планирования расходов бюджета Ростовской области1.

Параметры оценки

Допустимое значение

Результат анализа

Оценка отклонения фактических данных от плановых в целом и в разрезе каждого раздела

Отклонение не более 5 %

По итогам проведенного анализа (Приложение 1) следуют следующие выводы:

- отклонение фактических показателей расходов от плановых в 2015 году составило 4,4 % (2013 – 8,4, в 2014 – 8,8 );

- среди превышающих допустимое значение являются расходы на национальную экономику (в 2013 году – 8,8, в 2014 – 21,4, в 2015 – 13,1), жилищно-коммунальное хозяйство (в 2013 году – 39,2, в 2014 году – 23,3 в 2015 году – 8,5), и на физическую культуру и спорт (в 2013 году – 27,1, в 2014 году – 23,6, в 2015 – 10,4)

Наличие корректировок планового документа в течение финансового года

Не более 5.

В 2013 году – 7 внесений изменений;

В 2014 году – 7 внесений изменений;

В 2015 году - 9 внесений изменений.

По итогам проведенного анализа можно сделать вывод о достаточном качестве планирования расходов областного бюджета Ростовской области, о чем свидетельствует большое количество корректировок закона «О бюджете», отклонение фактических расходов от плановых. Так в 2015 году удалось стабилизировать чрезвычайно серьезное отклонение по разделам «Национальная экономика», «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Физическая культура и спорт».

Показатель результативности как достижения ключевых показателей содержит ряд групп параметров оценки.

Данные параметры оценки формируются исходя из достигаемой конечной цели управления расходами бюджета Ростовской области и изменения объекта управления, к которым можно отнести следующие:

- достижение социального эффекта, заключающегося в удовлетворении потребностей граждан и получении услуг социального характера своевременно и высокого качества (прежде всего медицинских и образовательных);

- стимулирование опережающего развития реального сектора экономики;

- достижение сбалансированности регионального бюджета;

- повышение финансовой самостоятельности регионального бюджета;

- оптимизация бюджетных расходов, в том числе за счет привлечения институтов гражданского общества к финансированию отдельных направлений (прежде всего социальной сферы).

Значительную долю в структуре расходов областного бюджета Ростовской области занимает финансирование социальной сферы. В связи с чем, автором проведена оценка качества управления данными расходами с точки зрения изменения состояния объекта управления посредством параметров оценки жизни и здоровья человека, труда и заработной платы, развития образования, культуры и воспитания за анализируемый период 2013-2015 гг.

По результатам проведенного анализа сделан вывод о положительных тенденциях развития в социальной сфере региона. Так отмечается положительная динамика по показателям жизни и здоровья населения (увеличение продолжительности жизни, сокращение младенческой смертности, повышение коэффициента рождаемости).

Стабильные показатели развития рынка труда и заработной платы свидетельствуют о проводимой руководством области политики в сфере занятости населения.

Кроме того, в целях достижения всех поставленных задач в Ростовской области реализуются государственные программы «Развитие образования», «Развитие культуры и туризма», «Молодежь Ростовской области», «Развитие физической культуры и спорта», которые в структуре государственных программ занимают порядка 75 % от общего числа расходов.

В связи с чем положительная динамика наблюдается в увеличении численности детских садов, численности занимающихся в спортивных секциях (в 2015 году по сравнению с 2013 увеличение на 33,0 тыс. чел.), увеличении числа зрителей театров, посещений музеев.

Таким образом, управление расходами бюджета Ростовской области с целью сохранения положительной динамики должно опираться на принципы согласованности, адресности, прозрачности, информационной открытости, экономической и социальной эффективности, стимулирование и долгосрочное планирование.

Проведение оценки по предложенным критериям позволяет увязать расходы органов исполнительной власти Ростовской области с результатами проводимой ими работы по повышению качества управления расходами областного бюджета, а также мотивировать на систематическую работу по улучшению качества жизни населения региона.

Список использованной литературы

  1. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 3 декабря 2010 года № 552 «Порядок осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами»

  2. Балынин И.В. Понятие и критерии оценки качества управления расходами бюджетов субъектов Федерации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 36 (2016) 28-38.

  3. Шогенова А.Т. Мониторинг и оценка качества управления региональными финансами Российской Федерации как инструменты оптимизации бюджетных расходов // Вестник магистратуры. 2015. № 5 (44)

  4. Официальный сайт министерства финансов Ростовской области - www.minfin.donland. ru

1 Составлено автором с использованием источника [4]

Просмотров работы: 483