ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ

Марудова Ю.И. 1
1Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В основе термина «конкурентоспособность» лежит латинское слово concursus –соревнование. Следовательно, конкурентоспособность предприятия — это способность, свойства предприятия, являющиеся условиями успешного осуществления хозяйственной деятельности. Но оценена и изучена она может быть только по сравнению с другими компаниями, которые выпускают аналогичные товары. Таким образом, оценить конкурентоспособность предприятия — значит разработать систему качественных и количественных характеристик предприятия, по которым можно определить его преимущества на рынке перед услугами конкурентов в удовлетворении конкретной потребности.

Кроме того, необходимо отметить, что на способность предприятия соревноваться на рынке влияет большое количество факторов.

Сложность и многофакторность понятия конкурентоспособность обусловило большое количество методов ее определения. Они достаточно широко известны и описаны в литературе, посвященной данному вопросу. [1] Достаточно указать:

SWOT-анализ - методика стратегического анализа, позволяющая оценить конкурентоспособность фирмы с точки зрения сильных, слабых сторон продукта; возможностей и угроз рынка.

PEST-анализ -маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.

SWW-анализ - анализ сильных, нейтральных и слабых сторон организации. Как показала практика, в ситуации стратегического анализа внутренней среды организации в качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации.

Анализ конкурентов предполагает: изучение существующих и потенциальных конкурентов; определение и оценку стратегий позиционирования конкурентов; выявление и анализ слабых и сильных сторон конкурентов; оценку восприятия конкурентов целевыми группами потребителей; анализ рекламной и PR-деятельности конкурентов.

КФУ - Ключевые факторы успеха есть общие для всех предприятий отрасли факторы, реализация которых открывает перспективы улучшения своей конкурентной позиции. Дело не в том, может или не может конкретная фирма в настоящее время реализовать эти факторы. Задача заключается в определении факторов, дающих в данной отрасли ключ к успеху в конкуренции.

Модель 5 сил Портера - методика оценки конкурентоспособности и устойчивости бизнеса с точки зрения факторов внешней и внутренней среды компании.

Многоугольник конкурентоспособности - методика определения сравнительного положения товара компании по отношению к ключевым конкурент

Матричный метод с некоторыми отличиями встречается в работах А. Томсона и А.Стрикланда, И.Ансоффа, Также широкую известность имеет матрица, разработанная Бостонской консалтинговой группой, также и МакКинзи и Ко. Методика McKinsey / GE метод анализа, позволяющий определить наилучшие рынки для компании на основе оценки двух критериев: конкурентоспособность продукции и привлекательность отрасли.

Рамки статьи не позволяют дать развернутую характеристику всем методам определения конкурентоспособности предприятия. Однако их анализ позволяет заключить, что на сегодняшний день не существует универсальной методики оценки конкурентоспособности. К тому же, относительно различных типов рынков и отраслей необходимо применять различные методики оценки конкурентоспособности предприятия.

Одной из самых перспективных и развивающихся отраслей экономики является сфера услуг. В большинстве развитых стран услуги занимают значительную часть экономики. К данной сфере относятся все виды деятельности, которые не создают материально-вещественные ценности, другими словами, они предоставляют благо в форме деятельности. Менеджерам предприятий в сфере услуг, также как и в других сферах, необходимо постоянно вырабатывать пути повышения конкурентоспособности предприятия, а для этого необходимо знать сильные и слабые стороны организации, а также конкурентные преимущества по отношению к соперникам на рынке.

Однако сложность оценки конкурентоспособности фирмы состоит в специфике сферы услуг. Покупатель не может оценить услугу до покупки. Он может лишь поверить отзывам людей, которые уже пользовались данной услугой или поверить обещаниям компании. Зачастую характер услуг не позволяет в полной мере количественно оценить их качество. Большую роль в данной сфере играет человеческий фактор, например, при безупречно проведенной стрижке волос потребители не всегда будут полностью удовлетворены. Но даже в тех случаях, когда качество услуг или работ может быть оценено количественно, качество услуги (в отличие от изделий) может быть оценено только после ее оказания. Все это свидетельствует о сложностях в оценке услуги и конкурентоспособности предприятия.

Проведенный анализ методик оценки конкурентоспособности позволяет сделать вывод о том, что для предприятия, действующего в сфере услуг, наиболее подходящими являются:

-матричный метод

-SWOT-анализ

-метод экспертных оценок

-расчетный метод

Матричный метод [2]

Данный метод базируется на анализе конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара. Оценка происходит на основе матрицы, которая строится как система координат. На горизонтальной оси -темпы роста продаж, на вертикальной - доля на рынке фирмы. Успешным и конкурентоспособным считается предприятие, которое занимает большую долю на быстрорастущем рынке. Конкурентоспособность при этом методе рассматривается в динамике.

Плюсом матричного метода является высокая вероятность правдивости оценки, так как используются данные о доле рынка и объемах реализации конкурентов. Но также есть и недостатки, например необходимы дополнительные маркетинговые исследования, так как требуется достоверная информация. Сложно выработать управленческие решения, в связи с тем, что неизвестны причины происходящего.

SWOT-анализ

Благодаря данному методу можно выявить сильные и слабы стороны внутренней среды предприятия, опасности и возможности внешней среды, и на основе этого обозначить возможности для развития фирмы.

SWOT-анализ - является одним из самых надежных инструментом стратегического планирования.

Метод экспертных оценок[3]

Этот метод базируется на мнениях специалистов-экспертов. Чаще всего его используют, когда показатели качества нельзя определить другими методами из-за недостатка информации.

Данная методика позволяет быстро и без больших затрат получить информацию, которая будет полезна для принятия управленческого решения.

Сущность этого метода основана на сборе предположений и суждений экспертов с дальнейшим анализом полученных ответов.

Порядок экспертного опроса:

1) формулировка цели экспертного опроса;

2) подбор основного состава рабочей группы;

3) разработка и утверждение технического задания на проведение экспертного опроса;

4) разработка подробного сценария проведения сбора и анализа экспертныхмнений (оценок), включая как конкретный вид экспертной информации (слова,условные градации, числа, ранжирование, разбиения или иные виды объектовнечисловой природы) и конкретные методы анализа этой информации;

5) подбор экспертов в соответствии с их компетентностью;

6) формирование экспертной комиссии;

7) проведение сбора экспертной информации;

8) анализ экспертной информации;

10) интерпретация полученных результатов и подготовка заключения;

11) принятие решения -- выбор альтернативы.

Существует большое количество методов экспертных оценок, в одних эксперты работают в группах и обсуждают проблемы друг с другом, а в других каждый эксперт работает отдельно и высказывает свое мнение независимо от мнения других.

Можно обозначить основные методы:

--метод «Дельфы»;

--метод «снежного кома»;

--метод «дерева целей»;

--метод «комиссий круглого стола»;

--метод эвристического прогнозирования;

Расчетный метод [4]

Рассчитывается коэффициент конкурентоспособности предприятия (ККП).

ККП находится вычислением средневзвешенного значения из полученных бальных оценок критериев с учетом веса каждого показателя.

ККП = 0,15ЭП+0,29ФП+0,23ЭС+0,33КТ, где

ЭП - значение эффективности производственной деятельности, ФП - критерий финансового положения компании, ЭС -критерий эффективности организации сбыта и продвижения товара, КТ - критерий конкурентоспособности товара.

Коэффициенты весомости критериев 0,15, 0,29, 0,23, 0,33 определены экспертным методом путем сравнения.

Преимуществом представленного метода является возможность учитывать с различных сторон деятельность предприятия. И если проследить эти показатели за разные промежутки времени, то можно контролировать деятельность определенных отделов.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что не существует одной универсальной методики, с помощью которой можно точно определить конкурентоспособность фирмы, действующей в сфере услуг, так как каждая имеет свои недостатки и достоинства, поэтому рациональнее будет использовать методы в комплексе. То есть оценка конкурентоспособности каждого предприятия сферы услуг требует анализа существующих методик и подбора такого их сочетания, которые будут способствовать развитию компании и победе в конкурентной борьбе.

Список литературы

1) Лазаренко А.А. Методы оценки конкурентоспособности/А.А.Лазаренко//Молодой ученый-2014.-№1-с.374-377

2) Макарова Л.В., Тарасов Р.В., Акжигитова О.Ф. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / "Электронный научно-практический журнал "Современные научные исследования и инновации".

3) Экспертный метод оценки конкурентоспособности [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://center-yf.ru/data/Marketologu/Ekspertnyi-metod-ocenki-konkurentosposobnosti.php

4) Максимов И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия.. - М.:Маркетинг, №3, 1996

5) Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:Изд-во Эксмо, 2005.-544с.

6) Портер Е. Майкл П60 Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Е. Портер; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 454 с.

7) Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг. Учебное пособие. 2-изд., перераб. и доп. - М.:2009.-464 с.

Просмотров работы: 2764