МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ КИНОМУЗЫКИ ДОШКОЛЬНИКАМИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ КИНОМУЗЫКИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Чинякова Н.И. 1, ГАЗИЗОВА С.В. 1
1Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Множество перемен произошедших в жизни России привели к падению уровня культуры и духовности народа. Преодоление данной тенденции стало одной из ведущих задач образования, формирующего личностные качества, знания и навыки подрастающего поколения, что определяет какой будет в будущем наша страна и ее граждане. В связи с этим активизировалось обращение к искусству в педагогических целях, развитию у детей способности его воспринимать, осознавать ценность, познавать и самовыражаться в нем. Однако, как отмечает О. С. Алейникова, «существующее эстетическое воспитание не обеспечивает подлинной встречи каждого ребенка с искусством, не дает полноценных эстетических переживаний» [1, с. 5]. Следовательно, необходимо сделать такие «встречи» более продуктивными, например, посредством целенаправленного использования в образовании популярных сегодня среди детей и юношества видеофильмов, мультфильмов, компьютерных игр, из которых, по мнению О. С. Алейниковой, ребенок и воспринимает негативные социальные проявления, не обращая внимания на положительное, присутствующее в кинолентах.

Все виды фильмов, за очень редким исключением, включают музыку, которая как вид искусства способна усиливать эмоционально-психологическое воздействие на зрителя и совершенствовать его. Но такому общению необходимо учиться, что расширит педагогическое пространство, подключив к нему осознанное восприятие музыки в ходе просмотра фильмов вне занятий. Данный процесс заключается в способности услышать красоту музыки, определить средства выразительности, прочувствовать передаваемые эмоции, выявив их взаимосвязи с драматургией фильма. Сложностью выполнения таких действий является динамизм развертывания сюжетной линии в современном кинематографе (особенно в мультипликационном), яркость видеоряда, которому сегодня присущи броскость, контрастность красок, наличие спецэффектов, компьютерной графики и т. п. Это приковывает внимание юного неподготовленного зрителя, а звучащая музыка не воспринимается им как произведение искусства и превращается в «шумовое сопровождение», зачастую без осознания усиливающее воздействие различных выразительных средств фильма.

Умение слышать музыку в ходе просмотров фильмов не является врожденным, его формирование продолжительный и сложный процесс, реализация которого актуальна с раннего дошкольного возраста. Основой этому служат выводы психолого-педагогической науки и практики, указывающей, что в этот период жизни уже «проявляется эмоциональная отзывчивость ребенка на музыку, затем у детей возникают первоначальные оценки музыкальных впечатлений, выражающиеся в эмоционально-интеллектуальных оценочных проявлениях» [3, с. 6]. Следовательно на начальных этапах освоения рассматриваемых коммуникаций надо добиться понимания того, что в фильмах в принципе есть музыка и она разнообразна по характеру. Для этого полезно, на наш взгляд, прослушивание киноленты без ее просмотра. Отсутствие демонстрации визуального содержания концентрирует внимание ребенка на звуковом плане, что упрощает процесс восприятия его характера.

С данной целью можно также применять сопоставление разных вариантов фонограмм одного и того же произведения. Так, сказку «Красная Шапочка» целесообразно прослушать, выбрав запись ее чтения без музыкального сопровождения и с музыкой в исполнении отдельных инструментов (фортепиано, клавесин) и симфонического оркестра, например, созданную Ш. Э. Калошем для аудиокниги «Сказки Ш. Перро» (читают И. Муравьева и А. Баталов) и композиторами Ан. Н. Александрововым (1937 г.) и Н. В. Богословским (1958 г.) к мультфильмам. В отличие от сопоставления воплощений целостного сюжета, при разборе его элементов (отдельных образов героев, характера действий, условий их развертывания и т. д.) возможно прослушивание отдельных фрагментов из полнометражных фильмов (например, песен А. Л. Рыбникова из кинофильма «Про Красную Шапочку», 1977 г.).

Применение указанной методики активизирует фантазию и воображение, создающие у детей определенные картины внешнего проявления образов и сюжетной драматургии, которые можно далее обсудить и сопоставить с представленным в киноленте визуальным содержанием. Это усиливает понимание дошкольниками значимости музыки в рассматриваемых синтетических видах искусства, ее способности воплощать чувства через систему выразительных средств. Также это развивает эмоциональную отзывчивость детей и стимулирует интерес к данному виду искусства. Для ребенка музыка становится слышимой, более понятной, легче воспринимаемой, доставляющей удовольствие. Сказанное создает основу для формирования такого личностного качества, как интерес к музыке, содержанием которого у дошкольников, по утверждению Е. В. Бояковой, «является в различной степени осознанное ценностное отношение к музыке, проявляющееся в признании ее красоты, желании слушать, а также первоначальных оценках» [2, с. 7].

Список использованных источников

  1. Алейникова, О. С. Педагогическая поддержка эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами музыки: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Алейникова Ольга Сергеевна. – Ставрополь, 2011. – 236 с.

  2. Боякова, Е. В. Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Боякова Екатерина Вячеславовна. – М., 2001. – 250 с.

  3. Фадеева, С. А. Преемственность в процессах музыкального воспитания и образования (детский сад – школа – колледж – ВУЗ): дисс. ... докт. пед. наук: 13.00.02, 13.00.08 / Фадеева Светлана Александровна. – М., 2007. – 460 с.

Просмотров работы: 250