ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Семенова М.С. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный политехнический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для того, чтобы понять зачем необходима экспертиза проектной документации, для начала нужно дать определение самой проектной документации. В соответствии со ст. 48 ч. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации", проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Также необходимо разобраться кто может являться разработчиком проектной документации. На данный вопрос ст. 48 ч. 5 Градостроительного кодекса РФ гласит нам, что лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации. Таким образом, исходя из вышесказанного, утверждение проектной документации невозможно без наличия положительного заключения экспертизы.

В современной организации строительства жилых объектов экспертиза проектной документации занимает очень важную роль. Наличие положительного заключения экспертизы проектной документации объекта капитального строительства не только дает право утвердить проектную документацию, но и является одним из обязательных документов, предоставляемых для получения разрешения на строительство, что закреплено законодательно статьей 51 Разрешение на строительство частью 7 Градостроительного кодекса РФ.

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Иначе говоря, для того, чтобы застройщик смог осуществлять строительство либо реконструкцию объекта капитального строительства, вместе с перечнем необходимых документов, указанных в статье 51 части 7 Градостроительного кодекса РФ, он обязан также получить положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.

Что же из себя представляет заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, чем регулируется и что необходимо для того, чтобы его получить? С этими вопросами разберемся далее.

В целом процесс проведения экспертизы проектной документации регулируется статьей 49 Градостроительного кодекса РФ "Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории"

В соответствии со ст. 49 ч.1 Градостроительного кодекса РФ, экспертиза проектной документации проводится в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.

Также статья 49 Градостроительного кодекса РФ дает перечень проектной документации объектов капитального строительства в отношении которых экспертиза не проводится, обуславливает кто имеет право проводить государственную (п.4) экспертизу проектной документации, дает сроки проведения (п.7) и основания для отказа в принятии проектной документации направленных на экспертизу (п.8), также дает возможность оспорить отрицательное заключение и повторно сдать проект на экспертизу (п.10) и обжаловать его в экспертной комиссии (п. 11,12).

Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации. Следовательно, чтобы получить положительное заключение, необходимо чтобы проектная документация соответствовала всем вышеперечисленным требованиям.

Также Градостроительный кодекс РФ затрагивает вопрос об аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации, что говорится в статье 50. Но институт негосударственной экспертизы появился в нашей стране сравнительно недавно и до сегодняшнего дня имеет свои противоречия. О причинах возникновения, вопросах законодательного регулирования и вытекающих противоречиях органов негосударственной экспертизы поговорим в следующих разделах нашего исследования, а сейчас проанализируем другие законодательные акты, регулирующие процесс проведения экспертизы.

Помимо Градостроительного кодекса, лежащего в основе законодательной базы экспертизы проектной документации существует и множество других не менее важных документов. Это такие документы, как:

  • Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 12.11.2016) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию". Постановление установило:

• Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации. Проектную документацию могут разрабатывать застройщик или лицо, привлекаемое застройщиком либо заказчиком на основании договора о подготовке проектной документации.

• Утверждено Положение, которое определяет состав разделов проектной документации в отношении различных видов объектов капитального строительства (объектов производственного и непроизводственного назначения, линейных объектов) и в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта этих объектов, а также требования к содержанию разделов соответствующей проектной документации.

• В частности, проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения должна включать следующие разделы: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка; архитектурные решения; конструктивные и объемно-планировочные решения; сведения об инженерном оборудовании, о сетях технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений; проект организации строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства; перечень мероприятий по охране окружающей среды; мероприятия по обеспечению пожарной безопасности; мероприятия по обеспечению доступа инвалидов; смета на строительство; иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.

• Проектная документация для отдельного этапа строительства должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации для объектов капитального строительства.

• Для объектов, финансируемых за счет бюджетных средств, необходимо в полном объеме разрабатывать такие разделы, как "Проект организации строительства" и "Смета на строительство".

• Нормы, непосредственно определяющие состав разделов проектной документации для каждого вида объектов капитального строительства и содержание этих разделов, вступают в силу с 1 июля 2008 г.

  • Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (ред. от 12.11.2016) "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий". Положение утвердило:

• С 1 января 2007 года введена единая государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, заменившая санитарно-эпидемиологическую, государственную экологическую, государственную историко-культурную экспертизы, государственную экспертизу условий труда, государственную экспертизу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и экспертизу промышленной безопасности.

• В этой связи определен порядок организации и проведения указанной экспертизы, компетенция федеральных и региональных органов власти по ее проведению, установлен перечень документов, представляемых для выполнения экспертизы, регламентирован порядок расчета платы за ее проведение.

• Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Предметом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям нормативно-технических документов. Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 3 месяца.

• Исключительным правом подготовки заключений государственной экспертизы с 1 января 2008 года будут обладать лишь лица, аттестованные Росстроем в качестве государственных экспертов.

• Установлено, что сводные заключения государственной экспертизы проектной документации, выданные до введения единой государственной экспертизы, содержащие выводы о рекомендации проектной документации к утверждению, приравниваются к положительному заключению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

  • Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1070 "О порядке аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий" С изменениями и дополнениями от 15 декабря 2016 г. Постановление установило следующее:

• Закреплен порядок проведения негосударственной экспертизы в отношении проектной документации на объекты капитального строительства и (или) в отношении результатов инженерных изысканий для подготовки этой документации.

• Негосударственную экспертизу проводят аккредитованные организации на основании договора, заключенного с застройщиком, заказчиком или иным уполномоченным лицом.

• Определен перечень документов, представляемых для проведения экспертизы.

• По результатам экспертизы составляется заключение о соответствии или несоответствии объекта экспертизы предъявляемым требованиям.

• Установлены правила аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы. Аккредитацию проводит Минрегион России.

• Чтобы получить аккредитацию, у организации должны быть работники с высшим профессиональным образованием и стажем работы в определенных областях. Аккредитованной организации выдается свидетельство на 5 лет.

• Определены случаи, когда аккредитация приостанавливается, аннулируется.

• За аккредитацию, в том числе за выдачу свидетельства, плата не взимается.

  • Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 327 "О порядке ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий". Постановление утвердило следующее:

• Определен порядок формирования и ведения госреестра юр.лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Регламентировано, как предоставляются содержащиеся в нем сведения.

• Так, Федеральная служба по аккредитации ведет реестр в электронной форме.

• Формирование и ведение реестра - это сбор и внесение в него данных об аккредитованных лицах, документах, на основании которых заносятся таковые, их хранение, систематизация, актуализация и защита.

• Каждой реестровой записи об аккредитованном лице присваивается регистрационный номер, указывается дата внесения.

• На то, чтобы внести сведения в реестр, отводится не более 1 рабочего дня с даты выдачи (направления) аккредитованному лицу свидетельства об аккредитации (или дубликата) либо принятия решения о приостановлении (возобновлении) его действия или об аннулировании.

• Сведения, содержащиеся в реестре, открыты и общедоступны. Запрос об их предоставлении можно подать в Службу на бумажном носителе или в электронной форме через Интернет. Информация предоставляется в течение не более 3 рабочих дней с даты поступления запроса.

• Сведения (их изменения) вносятся в реестр, а также данные и копии выданных свидетельств об аккредитации и (или) выписки из него предоставляются бесплатно.

  • Положение об аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий

(утв. постановлением Правительства РФ от 31 марта 2012 г. N 271) с изм. от 26 марта 2014 г.. Положение установило:

• Аттестация проводится в отношении физических лиц, имеющих намерение получить право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее - претенденты).

• Переаттестация проводится в отношении физических лиц, ранее аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее - эксперты).

• Предоставление права подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий подтверждается выдачей квалификационного аттестата.

• Срок действия квалификационного аттестата составляет 5 лет и может быть продлен на тот же срок по итогам переаттестации в соответствии с настоящим Положением.

• Квалификационный аттестат действует на всей территории Российской Федерации.

• За проведение аттестации (переаттестации), выдачу квалификационного аттестата и его дубликата плата не взимается.

• Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство) ведет реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в порядке, утверждаемом Министерством.

• Сведения, содержащиеся в реестре лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, подлежат размещению на официальном сайте Министерства в сети Интернет. Доступ к указанным сведениям осуществляется без взимания платы.

• Претендент может быть аттестован на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий при условии его соответствия требованиям описанным в положении.

• Эксперт может быть переаттестован на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий при условии его соответствия требованиям описанным в положении.

  • Положение об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (утв. постановлением Правительства РФ от 31 марта 2012 г. N 272). Положение утвердило:

• Закреплено, как проводится негосударственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

• Такая экспертиза проводится аккредитованными юр.лицами.

• Организации не могут проводить негосударственную экспертизу, если они готовили проектную документацию и (или) выполняли инженерные изыскания.

• Негосударственная экспертиза проводится, если ее реализация является обязательной, проектная документация и инженерные изыскания выполнены для строительства, реконструкции или капремонта объектов, подлежащих гос. экспертизе. При этом застройщик (технический заказчик) должен решить провести такое исследование. Также речь идет о случае, когда осуществление государственной или негосударственной экспертизы является обязательным, но заявитель решил провести последнюю.

• Экспертиза производится на основании договора. В нем отражаются порядок представления необходимых документов, устранения замечаний в них, срок реализации и размер платы.

• Экспертное заключение готовится, подписывается, утверждается, обжалуется в порядке, определенном для проведения гос. экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

  • Приказ Министерства экономического развития РФ от 26 августа 2015 г. N 594 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, внесению изменений в сведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, предоставлению сведений из государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, аннулированию свидетельства об аккредитации и выдаче дубликата свидетельства об аккредитации". В данном приказе установлено следующее:

• Регламентирован порядок аккредитации юр.лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

• Данную госуслугу оказывает Росаккредитация.

• Определен круг заявителей, приведен перечень услуг. Так, кроме аккредитации, Служба вносит изменения в госреестр аккредитованных юрлиц, предоставляет сведения из него, аннулирует свидетельства об аккредитации и выдает их дубликаты.

• Определены сроки предоставления госуслуги. В частности, решение об аккредитации (об отказе) принимается в течение 13 рабочих дней. После этого выдается свидетельство в течение 5 рабочих дней.

• Приведены исчерпывающие перечни документов, необходимых для предоставления госуслуги. Это документы, предоставляемые заявителем и те, которые находятся в распоряжении органов и организаций. Последние Росаккредитация не вправе требовать от заявителя (но он может предоставить их по собственной инициативе).

• Приведены основания для отказа в предоставлении госуслуги.

• Предусмотрена госпошлина за выдачу свидетельства об аккредитации в размере 5000 рублей, за выдачу дубликата свидетельства - 350 рублей. За внесение изменений в реестр и предоставление сведений из него госпошлина не взимается.

• Максимальный срок ожидания заявителя в очереди при подаче документов и при получении результата составляет 15 минут.

• Прописаны срок и порядок регистрации запроса заявителя, а также состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения.

• Предусмотрен досудебный порядок обжалования решений и действий (бездействия) Росаккредитации и ее должностных лиц.

• Приведены формы заявлений и блок-схема процедуры.

Все вышеперечисленные законодательные акты актуальны на данный момент и являются законодательной базой процесса проведения экспертизы проектной документации.

Просмотров работы: 259