МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОЛОГИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОЛОГИИ

Петрова О.А. 1
1Северо-Восточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. Студенты, впервые приступающие к изучению предмета психологии испытывают потребность глубже познать себя, овладеть психологическими методами, позволяющими лучше понимать других людей и в конечном итоге воздействовать на них, например успешно обучать и воспитывать учащихся средней школы. У каждого подростка и даже маленького ребенка – свой характер, который простому человеку понять трудно. Бывают и гиперактивные дети, и дети с отсталым развитием. В большей части эти проблемы вызваны не болезнью, а отношениями в семье, в садике, в школе, со сверстниками на улице. Чтобы правильно подойти к той или иной проблеме, понять, как нужно общаться с ребенком, необходимо иметь специальные знания и навыки в области теоретической и практической психологии. Поэтому для будущего педагога очень важны знания в области научной психологии, и начало постижения науки связано с его предметом, методами и принципами.

Общие методологические принципы психологии. Методология науки – это особая область научного знания, которая выполняет рефлексивную функцию. Другими словами, методология анализирует устройство самой науки. Разница между методологией и наукой заключается в том, что наука исследует отношения между реальностью и ее научной моделью, а методология исследует саму научную модель. Под принципом нами понимается универсальное правило, которое должно соблюдать при построении научной модели. Поэтому мы вправе сказать, что основу методологии составляют принципы. Существует общая методология (область знания, которая строится с учетом принципов, вне зависимости от особенностей конкретной науки) и специальная (она учитывает принципы, существенные для конкретной науки). Применительно к методологии психологии можно показать, что и в ней существуют группа общих принципов и специальных. Рассмотрим наиболее общие принципы, встречающиеся в любом научном исследовании, начиная с момента образования научного знания. Формулировки этих принципов можно встретить в различных источниках, однако, насколько нам известно, до настоящего времени они не рассматривались как общие принципы психологической науки.

1. Принцип уподобления (формального тождества). Принцип лежит в основе научного мышления и определяет основные характеристики научного знания, такие как предмет, объект и методы исследования. Этот принцип оказал определяющее влияние и на становление психологии. Именно поэтому мы уделим его анализу особое внимание. Принцип уподобления встречается уже в античной литературе. Однако поскольку этот принцип участвует в построении какого-либо содержания, он пронизывает каждый фрагмент этого содержания, а значит, принцип уподобления довольно трудно отделить от этого содержания. Для того чтобы выявить принцип, нужно найти такое содержание, которое делало бы принцип очевидным. Поскольку содержание передается с помощью категорий, можно попытаться подобрать соответствующую категорию, которая наиболее явно передавала бы суть принципа. Принцип уподобления выполняет несколько главных функций любого исследования. Первая функция заключается в удержании контекста исследования (в психологии это формулируется как предмет исследования). Если мы изучаем, например, человека, то этим могут заниматься различные науки (анатомия, физиология, динамика как раздел физики, психология и т.д.), каждая из которых выделяет свой контекст исследования. Вторая функция – выбор единиц анализа. Единицы анализа должны быть тождественны предмету исследования. Третья функция заключается в выборе единиц измерения изучаемого предмета.

2. Принцип различия. Формулировку принципа различия мы находим у Гераклита. Ему принадлежит высказывание, согласно которому в одну реку нельзя войти дважды. Суть этого высказывания заключается в том, что все течет и изменяется. Принцип различия является противоположным принципу уподобления. В соответствии с принципом различия утверждается, что все объекты, которые мы встречаем, являются разными, а значит, для познания объекта каждый раз нужно выстраивать заново процесс познания. Другими словами, принцип различия говорит о варьировании свойств объектов. Специально вопрос о различиях рассматривается Аристотелем. Он исходил из структуры определения различных категорий, в котором участвуют две характеристики – видовая и родовая, и, соответственно, различия могут быть по роду и по виду. Основное внимание Аристотель уделял различию видовому. Так, он писал: «А между такими вещами, как сандалия и рука, различия в точном смысле нет: ведь у них совместно отрицаемое принадлежит не к одному и тому же роду». Однако даже когда две сравниваемые отдельности принадлежат к одному роду, различий между ними может и не быть. Как подчеркивает Аристотель, такое происходит, если обе сравниваемые отдельности обладают разной материей. Таким образом, мы видим, что именно принцип различия задает отношение часть – целое, которое в дальнейшем решается на протяжении развития науки с точки зрения двух подходов: совокупность частей есть целое (например, бихевиоризм) и совокупность частей меньше целого (например, гештальт-психология). На основе принципа различия начинают выстраиваться такие категории, как дискретность и структурность.

  1. Принцип дополнительности. Принцип дополнительности осознавался в истории науки достаточно рано. Он продолжает активно применяться и в современной психологии. Например, в работе Э. Фромма «Душа человека» описывается два пути развития человека: путь жизни и путь смерти. Согласно Э. Фромму, человек может идти либо по одному пути, либо по другому. На начальных этапах переходить с одного пути на другой можно, но чем дальше заходит развитие, тем труднее делать подобные переходы. В конечном итоге человек оказывается обречен либо на путь добра, либо на путь зла. Здесь со всей отчетливостью виден принцип дихотомии, который определяет возможность развития человека как нахождение в одном из двух подмножеств. Принцип дополнительности является основой для построения классификации объектов, при которой множество объектов делится не обязательно на два, а на большее число различных подмножеств. Каждый отдельный объект будет в этом случае относиться к одному из подмножеств. Таким образом, если у нас есть какая-то группа явлений (например, группа людей), то мы можем её разделить по принципу дополнительности на подгруппы (например: дети, подростки и взрослые или мужчины и женщины и т.д.). В соответствии с принципом дополнительности каждого отдельного человека можно отнести к одной из подгрупп (т.е. он будет либо ребенком, либо подростком, либо взрослым или либо женского, либо мужского пола).

  2. Принцип развития. Сложность описания не развития, а самого принципа развития заключается, во-первых, в том, что, как правило, этот принцип не предъявляется авторами в чистом виде, а слит с содержанием текста. Во-вторых, сложность состоит в том, что этот принцип в обобщенном виде должен объяснять появление нового, а новое, как отмечал, например, А.В. Брушлинский «…выходит из пределы всех прежних и (или) заранее установленных на будущее критериев,эталонов. Прежде всего принцип развития входит в состав единого механизма познавательной деятельности человека, и в этом смысле он включает в себя и принцип тождества, и принцип различия. Уже Аристотель говорил о различии с учетом принципа тождества, поэтому мы можем ожидать присутствие этих принципов при описании развития.

Специальные психологические принципы. Одна из задач, которая встает при анализе конкретной психологической теории, заключается в выявлении того психологического принципа, который определяет содержание данной теории. Ранее упоминалось, что любая психологическая модель подчиняется общеметодологическим принципам и специальным принципам, которые устанавливают своеобразие содержания теории. Психологические принципы в соответствии с общеметодологическими принципами характеризуют предмет, методы и границы конкретной теории. При этом каждый фрагмент содержания теории удерживает именно специальный психологический принцип. В частности, в качестве таких принципов выступают: принцип деятельности для теории деятельности, принцип структурности для гештальт-психологии, принцип реактивности для бихевиоризма, принцип бессознательного для психоанализа. Важно проследить, откуда берутся эти принципы.

Специальную психологию можно определить как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

В центре внимания специальной психологии - дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также лица старшего возраста, имеющие особые потребности в образовании, обусловленные нарушениями здоровья. Основной целью специального психологического сопровождения в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями. Специальная психология содержит те знания, которые могут служить методической базой по созданию условий для оптимальной социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников специальных образовательных учреждений. Говоря о конкретных задачах специальной психологии, необходимо выделить наиболее значимые среди них. К их числу можно отнести исследование нескольких групп закономерностей психического развития, а именно: а) основные и общие, то есть закономерности, по которым развивается психика в обычных и неблагоприятных условиях; б) модально-неспецифические - ряд особых закономерностей, свойственных всем группам детей с отклонениями в развитии независимо от характера основного нарушения; в) модально-специфические - особенности, свойственные какой-то одной группе детей с отклонениями в развитии; г) наконец, последняя группа закономерностей связана с установлением зависимостей характера психического развития от силы и выраженности патогенного фактора, например от степени и времени потери слуха, от длительности состояния эмоциональной депривации и др. В данном случае речь идет об установлении индивидуально-типологических особенностей внутри одного и того же вида отклонения в развитии. Прикладные науки, к которым относится и специальная психология, как правило, пользуются системой объяснительных принципов.

Принцип отражательности. Суть его сводится к тому, что все психические явления, во всем их многообразии, представляют особую, высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний. Фундаментальными свойствами психического отражения являются его субъектность, активность, избирательность и целенаправленность. Процесс развития психики есть по своей сути не что иное, как совершенствование способности к отражению. Никакие, даже самые грубые патологические нарушения психической деятельности не изменят ее отражательной сущности. Речь может идти лишь о снижении степени адекватности отражения, превращении адекватного отражения в ложное, как, например, при галлюцинациях. Психика всегда и везде остается субъективным отражением объективной действительности, либо объективизированным отражением субъективной реальности.

Методы специальной психологии. В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются: 1.Индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, которые выявляют какой-либо психологический факт. 2. Наблюдение – целенаправленное восприятие объекта изучения, заключающийся в фиксации проявления поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях. 3. Изучение продуктов деятельности(например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения и др.). 4. Анкетирование – группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов или утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого. 5. Проективные методики (предназначены для диагностики личности): Методики структурирования – формирование стимулов, придание им некоторого смысла. Методики конструирования – создание из деталей осмысленного целого. Методики интерпретации – это толкование каких-либо событий, ситуаций. Методики дополнения – например: незаконченное предложение. Методики экспрессии – рисование. Методики катарсиса – игровая деятельность в особо организованных условиях. Методики импрессии – предпочтение одних стимулов другим. 6. Обучающий эксперимент – форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления. 7.Условно-рефлекторные методики. 8. Анализ функциональных связей в поведении является аналогом естественно-научного эксперимента, в котором исследуются систематические взаимосвязи между зависимыми и независимыми переменными. Основанная на этом методе технология прикладного анализа поведения сочетает в себе возможности исследовательского метода и коррекционного вмешательства. Каждая из методик применяется в определённых целях и с учётом индивидуальных особенностей объекта изучения.

Список литературы:

1. Введение в профессию / В.А. Фокин, Т.М. Буякас, О.Н. Родина и др.; под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 208 с. (с. 47).

2. Веракса Н.Е. Методологические основы психологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с. (с. 8), (с. 56).

3. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 544 с. (с. 5).

4. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т.1: Пер.с франц. – М.: Мир,1996. – 496 с., (с. 101).

Просмотров работы: 799