Квалификация «специалист социальной работы» предполагает активную жизненную позицию специалиста, направленную на формирование ситуации развития личности «клиента» как субъекта, поддержание его жизнедеятельности, индивидуальной и социальной субъектности, мобилизацию самозащитных усилий с учетом конкретных условий среды обитания.
Сегодня проблема профессионализма находится в центре внимания многих наук. Профессионал в современной литературе определяется как субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение.
Становление профессионала и его профессионализма связано с личностно-профессиональным развитием, которое также является базисной акмеологической категорией. Это процесс формирования личности и ее профессионализма, осуществляемый в саморазвитии, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях (А.А. Деркач, В.М. Дьячков). По мнению ряда исследователей, профессионализм личности должен обязательно включать в себя систему личностно-профессиональных стандартов, ориентирующих на высокое качество выполнения деятельности, а также систему личностных норм регуляции поведения и отношений, делающих профессионалов в известной мере личностями исключительными. Настоящих профессионалов своего дела отличает не только высокое качество труда, но и стабильность его показателей. Одной из существенных характеристик профессионала является его компетентность. Профессиональная компетентность - это сфера профессионального ведения, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью [2].
Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяются спецификой выполняемой профессиональной деятельности и ее принадлежности к определенным типам. Так, если деятельность относится к классам "человек - человек", "человек - группа или коллектив" и "человек - большие социальные группы", особая роль в ее эффективном осуществлении принадлежит психологической компетентности, которая позволяет эффективно взаимодействовать и управлять "человеческой составляющей" управляемых систем. Психологическая компетентность представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные и иные взаимодействия. По данным Н.В. Кузьминой, психологическая компетентность состоит из нескольких взаимосвязанных подструктур: социально-перцептивной компетентности; социально-психологической компетентности; ауто-психологической компетентности; психолого-педагогической и коммуникативной компетентности. Компетентность профессионала в значительной степени связана со сферой общения [1, c. 165].
Социальная работа входит в число видов социальной деятельности, направленной на оказание помощи людям, содействия им в их затруднениях. Социальная работа - универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. В отличие от других форм социального содействия социальная работа - двустороннее взаимодействие. Сотрудник социальной службы, социальный терапевт, специалист другого профиля должны обязательно опираться на ресурсы самого клиента, организовывать и побуждать его для разрешения его собственной проблемы [3, c. 56].
Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций, к которым относятся диагностическая, правозащитная, социально-медицинская, социально-бытовая, коммуникативная и др. Далеко не каждый человек является профессионально годным для социальной работы, так как социальная работа является одной из самых трудных. Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Некоторые работники социальной сферы продуктивно ведут себя в конфликтных ситуациях, другие - в ситуациях сотрудничества и взаимопомощи. Одни умело общаются со слишком говорливыми клиентами, другие успешно находят общий язык с замкнутыми и молчаливыми. Одни выдерживают агрессивное, враждебное отношение к себе, другие - нет. Одни отзывчивы к детям, другие более сочувствуют людям пожилого возраста. Особенно значимым данное положение является для социальной сферы, ориентированной на оказании социальной помощи семье, детям, пожилым людям и т.д. Вся эта деятельность предполагает взаимодействие в системах "человек - человек", "человек - коллектив", "человек - большие социальные группы".
Работник социальной сферы выполняет свои профессиональные коммуникативные функции . Общение в социальной работе рассматривается как специфический вид деятельности, содержанием которого является развитие и совершенствование межличностных отношений. Выделяют информационный, когнитивный, регулятивный, аффективный и интерактивный аспекты процессы общения, ибо оно включает взаимопонимание, взаимовлияние, взаимоотношение и взаимодействие людей. Система отношений "социальный работник - клиент" и "социальный работник - окружение клиента" играет в социальной работе важнейшую роль. Профессионализм работника социальной сферы предполагает знание людей, закономерностей их поведения, деятельности и отношений, методов эффективного общения и влияния [3, c. 78].
Результаты многочисленных исследований показали, что именно толерантность является главным условием эффективного взаимодействия между людьми. Толерантность в общении способствует познанию позиции, мнения другого, стабилизирует сам процесс коммуникации. Все это ведет к современному пониманию коммуникативной толерантности как социально-личностно-значимой ценности [1, c. 164].
Формирование коммуникативной толерантности является определяющим направлением в развитии личности. В настоящее время огромное значение приобретает коммуникативная толерантность как основа построения межличностного взаимодействия. Однако, несмотря на активный интерес среди исследователей к проблеме развития коммуникативной сферы личности будущего специалиста в области социальной работы, некоторые вопросы формирования коммуникативной толерантности остаются не полностью изученными. Развитие такого важного качества как коммуникативная толерантность, является залогом успешной профессиональной деятельности специалиста социальной сферы [3, c. 45].
Все сказанное выше делает необходимым направлением развития профессионализма работников социальной сферы развитие их профессионального общения. Данная задача может быть успешно решена в процессе профессиональной подготовки студентов, а также в ходе социально-психологического сопровождения процесса личностно-профессионального развития специалиста в области социальной работы.
Литература
1. Бибикова Н.В. Профессиональная деятельность как фактор развития личности социального работника // Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспективы. Международная научно-практическая конференция. Ульяновск: УлГПУ. – 2015.- С.163-166
2. Панченко Е. Н. Система профориентационной работы на отделении «Социальная педагогика» Адыгейского государственного университета // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sistema-proforientatsionnoy-raboty-na-otdelenii-sotsialnaya-pedagogika-adygeyskogo-gosudarstvennogo-universiteta
3. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. - М., Дашков и К°, 2004, 92 с.