АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Чечкенёва К.О. 1
1ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема семейного и детского неблагополучия все ещё существует в современном российском обществе. Семья рассматривается как общество в миниатюре, со всеми его достижениями и противоречиями. В настоящее время семья переживает сложный период своего развития: модель семьи, виды семейных отношений претерпевают изменения. Растет число бракоразводных процессов, следовательно, становится больше неполных семей, так же, увеличивается рождёние детей вне брака, утрачивается значительное число семейно-нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и наоборот, все это ведёт к разрушению микросоциума семьи. Возрастает количество преступлений среди детей и подростков – все это говорит о том, что большое количество семей сейчас нуждается в социальной помощи.

Среди неблагополучных семей особо выделяют семьи, находящиеся в социально-опасном положении (далее: семья СОП). Это семьи, где у родителей отсутствует или недостаточна педагогическая грамотность; присутствует жестокое обращение с детьми; семьи алкоголиков; эмоционально-конфликтные семьи; семьи, находящиеся в состоянии развода или после развода; неполные семьи; отчужденность родителей из-за постоянной занятости; полные семьи, где один из родителей пьет; неполные семьи, где родитель алкоголик; многодетные семьи.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" дает следующие определения:

Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

«Несовершеннолетний, находящейся в социально-опасном положении», - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия [1].

Согласно данным статистики за 2015 год количество семей СОП в России составило примерно 65 тысяч, что составляет, в общей сложности около 200 тысяч человек, из них 60% - несовершеннолетние дети.

Приведенные данные говорят о том, что проблема семей, находящихся в социально опасном положении стоит не на последнем месте и требует особого подхода и исследования.

Дети в таких семьях зачастую имеют проблемы с учебой и поведением в школе, не могут или с трудом адаптируются в социуме, отличаются девиантным или деликвентным поведением, обладают высоким уровнем конфликтности по причине частых семейных ссор, страдают чувством собственной ненужности из-за чего достаточно пассивны, безразличны к окружающее среде, пребывают в состоянии страха и горя, страдают заниженной самооценкой. Поэтому социальная работа с такими детьми должна проводиться постоянно, ведь именно в период детства и подросткового возраста происходит становление личности, закладка ценностных ориентиров, ребенок учится взаимодействовать в обществе и проявлять себя. Методы социальной работы призваны определить таких детей, собрать информацию о социальном статусе семьи, выявить проблемы семьи и детей в ней, на основе полученной информации подобрать мероприятия по терапии, реабилитации, профилактике различных отклонений.

Классификации детей и семей дифференцируются в зависимости от фокуса исследований.

К семьям в социально опасном положении относятся: семьи беженцев или вынужденных переселенцев; малообеспеченные семьи; семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой (многодетные или имеющие в своем составе инвалидов); семьи безработных; семьи, где родители и законные представители несовершеннолетних не выполняют свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияют на их поведение или жестоко общаются с ними.

Социальная работа с детьми из семей СОП должна опираться не только на предшествующий опыт, но и на новые требования общества, а так же сочетать в себе инновационные методы и формы работы.

Активные методы социальной работы можно определить как форму взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента социальной работы, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе решения какой-либо задачи, но клиент здесь не является пассивным наблюдателем, а активным участником решения проблемы.

Активные методы социальной работы с ребенком должны подбираться с учетом проблемы семьи и несовершеннолетнего в ней.

Социальная работа с детьми из семей алкоголиков нацелена на то, чтобы помочь детям справиться с их переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками. Это переживания, возникшие из-за беспокойства, страха, обиды. Дети очень стыдятся алкоголизма в семье, скрывают, из-за этого порой разрушаются взаимоотношения с товарищами. Ребенок злится на взрослых и на себя, и это чувство превращается в нездоровое — тягостное, разрушительное [3, с. 225-226].

В игре происходит осваивание нового опыта взаимодействия с другими детьми, развитие фантазии, приобретение новых друзей. Кроме того, через игру ребенок осмысливает свое поведение, самостоятельно пытается его скорректировать. Находит оптимальные решения для проблемных или конфликтных ситуаций общения.

Игры могут подбираться для коррекции этических представлений, для приобретения опыта гуманного поведения, способствующие формированию позитивной «я-концепции», имеющие психотерапевтическую направленность. В группе – это игры-знакомства, способствующие налаживаю контакта между членами группы, снятию напряжения, игры-кооперации, сплачивающие малую группу.

С детьми, пережившими насилие в семье, игра также является одной из самых результативных форм работы. Следующим эффективным методом является песочная терапия. Многие люди, пережившие насилие испытывают трудности в разговорной форме терапии, тогда как песочная терапия позволяет ребенку чувствовать себя защищенно, не ограничивает его фантазию и дает возможность проявить творческие способности. Клиент выбирает некое количество фигурок и размещает их на подносе с песком так, как считает нужным. После окончания, терапевт может попросить клиента рассказать историю, связанную с данной композицией. Специалист фиксирует выбранные фигуры, записывает историю, которую хочет рассказать клиент, анализирует полученную информацию, следовательно, выявляет проблемы конкретного человека и подбирает соответствующие методы работы.

Похожим методом является серийное рисование, когда специалист встречается с ребенком еженедельно и просит его «что-либо нарисовать». Как правило, ребенок, пострадавший от насилия, имеет глубокую психологическую травму, которую невозможно устранить одними беседами, в то время как занятия рисованием служат надежным средством устранения травматических переживаний и потому способствуют улучшению состояния.

Не редкость, когда дети из семей СОП, долгое время пребывая в неблагоприятной домашней обстановке и не получая должной заботы, помощи взрослых, начинают выражать себя через различного вида отклоняющееся или девиантное поведение.

Возможно использование следующих виды активных методов коррекции девиантного поведения:

• профилактические занятия;

• психологическая игра с элементами тренинга;

• ситуационные задания.

Профилактические занятия направлены на создание командного и соревновательного духа в процессе работы, раскрытие творческих идей. Группе детей предоставляется необходимая информация, которая заставляет их задуматься об определенных нормах, тем самым выполняя профилактическую функцию.

Далее рассмотрим такой вид активных методов, как психологическая игра с элементами тренинга, которая призвана, прежде всего, настроить группу подростков на доброжелательный лад, создать доверительную атмосферу. Элементы тренинга в данном случае проявляются в максимальном снижении отрицательного воздействия на поведение и эмоции ребенка. Игра помогает понять разобраться в собственных эмоциях и их истинных причинах возникновения, позволяет взглянуть на ситуацию со стороны другого человека. И в результате подвести детей с девиантным поведением к определённым выводам о правильном поведении.

Далее проанализируем такой вид активных методов социальной работы как ситуационные задания.

Под воспитывающей ситуацией понимается система условий, стимулирующих совместную смыслотворческую деятельность педагога и воспитанника. В деятельности по духовному воспитанию необходимо использовать не только ситуации, вызывающие у ребенка положительные эмоции, но и такие, которые вызывают боль, предполагают муки выбора, пробуждают совесть и сострадание и тем самым обращают ребенка к сфере ценностей и смыслов. Чем многообразнее проявления бытия, включенные в воспитывающие ситуации, тем больше у учащихся возможностей для выбора собственного пути духовного становления [2, с. 114].

Одним из методов социальной работы с детьми семей СОП являются активные методы, которые подразумевают включение каждого подростка в процесс изменения поведения. Данные методы способствуют побуждению к изменению, помогают развить и понять оптимальную форму взаимоотношений с окружающими, а также преодолеть личностные проблемы ребенка.

Список используемой литературы:

  1. Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ [Электронный ресурс]: (http://base.garant.ru/12116087/). Дата обращения: 28.01.2017

  2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2013. – 817 с.

  3. Тюрина Э.И. Социальная работа с семьей и детьми / Э.И. Тюрина, Н.Ю. Кучукова, Е.А. Пенцова. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.

Просмотров работы: 645