Вжизникаждогочеловекасемьязанимаетособенноеместо.Всемьерастетребенокиспервыхднейсвоейжизнионусваиваетнормычеловеческихвзаимоотношений,впитываяизсемьидоброизло,все,чемхарактернаегосемья.Семьябыла,естьибудетглавнымсоциальныминститутом,закладывающимосновуличностногоразвитияребенка.Актуальная,систематическаяикомплекснаяпомощьспециалистов,несомненно,поможетсемьесоциализироватьребенкасограниченнымивозможностямиздоровьявобщество,атакжереализоватьегопотенциальныевозможности.
Семьясребёнком–инвалидом,этосемьясособымстатусом,особенностиипроблемыкоторойопределяютсязанятостьюрешениемпроблемребенка,закрытостьюсемьидлявнешнегомира,дефицитомобщения,частымотсутствиемработыуматери,ноглавное – специфическимположениемвсемьеребёнка-инвалида,котороеобусловленоегоболезнью.
Главнаяцельсоциально-педагогическойдеятельностиспособствоватьсоциальнойадаптациииреабилитациисемьивситуациирожденияребенкасограниченнымивозможностямиздоровья.
С целью изучения проблем семей, имеющих детей с ОВЗ, нами был организован эксперимент. На первом этапе (констатирующий этап) вся система нашей работы была направлена на выявление характера взаимоотношении в семье и уровня развития личностных качеств, способствующих реализации социальной роли семьянина.
Исследование было направлено на детей дошкольного возраст. Первым методом, использованным в исследовании семьи, была беседа.
Цель беседы: установить контакт с семьей, получить основные данные о семье (состав семьи, количество детей, их возраст, образование и возраст родителей).
Далее родителями был выполнен тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Данный тест представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, и его поступков.
Для изучения детско-родительских отношения нами была использована методика Рене Жиля. Эта методика предназначена для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
В процессе анализа результатов методики, нами были выделены следующие признаки:отношение к матери, отношение к отцу, отношение к бабушке и дедушке.
Наблюдение за игровой деятельностью детей мы проводили в группах детского сада, так как, по нашему мнению, при таком условии наиболее оптимальна проявляются личностные качества детей. Нами были выведены следующие компоненты в игре:
Умение ребенка самостоятельно организовать игру.
Способность войти в роль (папа, мама, сын, дочь) в соответствии с полом.
Эмоциональная окраска деятельности.
Согласованность своих действий с действиями членов «семьи».
Способность вести «хозяйство».
Второе наблюдение мы проводили в семье во время беседы. Данные наблюдения были направлены на определение степени сформированности интересующих нас качеств. Выделялись следующие параметры:
Понимание и разграничение роли родителей в семье.
Представление о себе, как о члене семьи.
Проявление заботы о членах семьи.
Выполнение определенных постоянных обязанностей.
Представление об источниках дохода семьи.
Соотношение собственных потребностей с интересами семьи.
Для проведения диагностической работы с детьми была подобрана методика, предназначенная для исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста- методика С.Бэма «Половозрастная идентификация» .
Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводам:
1) 60% семей имеет полный состав, 40% детей из неполных семей, где воспитанием занимается только мама;
2) в неполных семьях, где в основном воспитываются мальчики, половым воспитанием детей не занимаются; в группе только 40% родителей уделяют внимание развитию половой идентификации дошкольников;
3) у родителей в основном отсутствует позитивное, грамотное в воспитательном плане отношение к детям. Родители требуют от детей безоговорочного послушания и дисциплины, стараются навязать детям свою волю, не в состоянии встать на точку зрения своего ребенка (60%),в 20% семей родители воспринимают своих детей как «маленького неудачника»;
4) достаточным уровнем представления о семье и семейной жизни обладают лишь 20% детей;
Таким образом, мы выделили несколько проблем, на решение которых будет направлен второй этап эксперимента:
- в неполных семьях, где воспитанием занимается мама, не уделяется должного внимания половому воспитанию. В большинстве случаев в таких семьях воспитываются мальчики. Как следствием является низкий уровень половой идентификации у дошкольников;
- в полных семьях, где воспитание занимаются оба родителя, вопросами полового воспитания детей уделяется большое внимание. Однакотип детско-родительских отношений - авторитарная гиперсоциализация.