МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Шадрина Н.С. 1
1Северо-Восточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. Слово психология происходит от греческих слов: «душа» и «наука». Буквально, в переводе с древнегреческого, это - наука о душе. Психология, как учение о душе, возникла более 2000 лет назад в качестве философских учений древнегреческих и древневосточных мыслителей. Впервые систематизировать знания о психике пытался выдающийся древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.). В своем трактате «О душе» он изложил основную идею, которая стала фундаментом развития научной психологии – «Душа движет живое существо решением и мыслью». В 5-м веке господствовало учение Платона, развитое Августином Блаженным: «Душа - божественная, вечная и независимая от материи сущность». В 8-м веке вновь началась ориентация на учение Аристотеля. Выдающийся мыслитель средневековой Англии Роджер Бэкон (1214-1292) выступил родоначальником современных методов познания, наметил пути изучения психики. В 14 веке профессор Оксфордского университета У. Онкам признал источником психической деятельности внешние явления. Цель работы: изучить особенности предмета и методов психологической науки [1].

Психология – наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы. Включает в себя фундаментальную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладную психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практическую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике [2].

Психология тесно связана с психиатрией – отраслью медицины, назначение которой распознавание и лечение психических расстройств, и, психотерапией, занимающейся вопросами лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека, направленного на избавление человека от проблем эмоционального, личностного, социального характера. Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. Официальное оформление научная психология получила в 1879 году, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт (Wundt) открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии и стал выпускать специальный психологический журнал. До этого, а это почти 2,5 тысячи лет, психологические знания развивались в рамках философских учений о душе.

Своим названием психология обязана греческой мифологии, а именно мифу о любви смертной земной женщины Психеи и Эрота, сына богини Афродиты. Психея обрела бессмертие и стала равной богам, стойко выдержав все испытания, которым подвергла ее разгневанная Афродита. Для греков этот миф был образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея – смертный человек, обретший бессмертие, - стала символом души, ищущий свой идеал.

Житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это отличие? Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер.Это обусловлено способом их получения – случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю.Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Психология возникла на стыке естественных наук и философии, поэтому до сих пор точно не определено, считать ли психологию естественной наукой или гуманитарной. В целом психология относится к естественным наукам, хотя многие исследователи полагают, что психология должна занимать особое место в системе наук.

Предметом психологии является психика человека и животных. Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств, каких, по выражению психологов, механизмов он это делает. Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадать то, что будет в дальнейшем. Такая опережающая функция психической деятельности, конечно, в наибольшей степени характерная для человека. Благодаря этому мы можем представить то, что случится через некоторое время, можем строить планы, ставить цели, мечтать. Изучение сущности и закономерностей развития психики человека и животных и составляет предмет научной психологии [3].

В отечественной психологии особая роль в понимании предмета психологии отводится теории деятельности. С ее точки зрения психика как предмет психологии рассматривается как особая форма отражения. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что данная категория должна быть распространена на весь круг психических явлений. Представители теории деятельности подчеркивали, что психика человека имеет культурно-историческую природу. Поэтому психический образ строится не просто на основе ориентировочной деятельности, а, как показал А.В. Запорожец и его сотрудники, на основе опосредствованной ориентировочной деятельности с применением культурно выработанных систем средств психической деятельности человека [4].

Методы психологии. Психология объединяет в себе теоретические и практические знания. Методы психологии, первоначально разработанные в научных исследованиях, переходят затем к психологу- практику и служат целям диагностики, развития и коррекции, психопрофилактики и т.п. Поэтому психологические методы, хотя и могут быть подразделены на исследовательские, психодиагностические, развивающие, психокоррекционные, психопрофилактические, все же нередко выступают в нескольких ролях. Например, беседа может быть и диагностическим, и развивающим, и психопрофилактическим методом. Диагностический метод может применяться и для исследований, и для практической работы. Как и во всякой науке, в психологии основными способами сбора данных являются наблюдение и эксперимент [5].

Наблюдение - внешне самый простой метод, но на самом деле требующий серьезной профессиональной подготовки и знаний. Суть этого метода в том, чтобы, наблюдая и фиксируя (с помощью обычной записи или любых технических средств) особенности поведения, увидеть за ними проявления той или иной психологической характеристики в реальном поведении. Другой задачей наблюдения является выделение особенностей поведения и деятельности, психических проявлений, которые еще не нашли удовлетворительного описания в науке. Основные сложности наблюдения в том, чтобы выделить в поведении главное и не подменить реально наблюдаемый факт собственной интерпретацией.

Основным методом исследовательской работы психолога является эксперимент. Различаются три основных вида эксперимента: Лабораторный эксперимент проводится в помещении, специально приспособленном для точного проведения опыта, контроля всех воздействий на испытуемого и регистрации его ответов и действий. Естественный эксперимент, предложенный русским психологом А.Ф. Лазурским (1874-1917), предполагает проведение исследования под контролем экспериментатора, но в естественных условиях. Формирующий эксперимент выявляет закономерности, условия, психологические механизмы развития определенных качеств, способностей, свойств путем активного их формирования.

Психодиагностические методы выявляют и измеряют индивидуальные психологические особенности человека, позволяют определить различия между людьми. Широко распространены в психодиагностике психологические тесты. Тесты - стандартизированные методы, т.е. предлагаемые в них задания, оценка, условия проведения строго регламентированы и единообразны, унифицированы. Их результаты ни в коей мере не должны зависеть от того, кто проводит тест и обрабатывает результаты [4].

Анкетирование. По форме анкеты похожи на личностные опросники, однако, в отличие от последних, не имеют жестких, стандартизированных критериев и соответственно стандартных схем интерпретации. Анкеты предназначены, как правило, для получения общей информации, касающейся истории жизни человека, его интересов, предпочтений, мнений по тому или иному вопросу и т.п. На их основании нельзя делать выводы об индивидуально-психологических особенностях человека, ставить психологический диагноз.

Беседа или интервью. Этот метод занимает особое место среди средств деятельности психолога. В исследовательской и психодиагностической практике беседа используется как основной метод и как дополнительный метод. Как основной метод исследования или психодиагностики беседа может быть стандартизированной, т.е. состоять из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в строго определенном порядке, и свободной. Во втором случае экспериментатор имеет только общий план интервью и сам формулирует вопросы, определяет их порядок в зависимости от того, как складывается разговор. Возможны и промежуточные формы [2].

В заключение сформулируем выводы:

1. Предметом психологии является изучение сугубо объективных психических явлений, которые протекают внутри субъекта. Именно в этом заключается сложность объективного изучения внутреннего мира человека, и в связи с этим возникла критика метода интроспекции (самонаблюдения), предложенного В.Вундтом в качестве основного инструмента его изучения.

2. Основными методами исследования психологии являются наблюдение и эксперемент. Они позволяют не только получать достоверные данные, но и давать достаточно полные и точные рекомендации, помогающие организовать управление коллективом максимально эффективным и гуманным путем.

Список литературы:

1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: «Книжный дом «Университет», 1999.

2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей редакцией В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001.

3. Психология: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Под общей редакцией И.В. Дубровиной. – Издательский центр «Академия»,2008.

4. Методологические основы психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Е. Вераска. – М.: Издательский центр «Академия»,2008 .

5. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. /Общие основы психологии Р.С. Немов – М.: Просвещение: ВЛАДОС,1995.

Просмотров работы: 18564