СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ПСИХОЛОГИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ПСИХОЛОГИИ

Сивцева П.И. 1
1Северо-Восточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. Человеческое сознание многомерно и многоаспектно. Действительно, сознание человека многогранное и мы видим это, что многогранность сознания человека, делает его объектом изучения многих наук: философия, информатика, биофизика и другое среди них и есть психология. Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности [1, с. 133]. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими(2, с. 139).

Совершив определенный поступок, человек не может ответить на вопрос, почему он так поступил, а не иначе. Сознание не всегда может контролировать поступки, чувства, эмоции. Ученые определили, что не осознанные и не обдуманные поступки и эмоции являются проявлением бессознательной сферы, что нередко является той силой которая определяет сущность или стиль человека. Важно при этом знать и помнить, что любой поступок, выбор и решение могут погубить окружающий мир и самого человека.

Размышляя над поведением и психикой человека, нам необходимо уделить особое внимание природе сознания и бессознательного.

Сознание - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. В основе филогенетического возникновения сознания лежит коллективный труд, при котором действие каждого субъекта приобретает общественный смысл. Действие является частью производства и приобретает в нём значение. Характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира

Психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность. Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний в нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания , выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и в будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и др.) такая способность теряется.

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно. Размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует общения и взаимодействия людей друг с другом значит сознается как цель их сотрудничества , объединяет один цель , совместной работы.

В онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание. Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса.

Бессознательное - совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта (человека), то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания. Термин «бессознательное» используется в философии, психологии, психоанализе, психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении и других дисциплинах. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательная память - это память, которая связана с долговременной и генетической памятью, она управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данной момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание.

Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и др., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений - ошибочные действия: оговорки, описки, ослышки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. З. Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Особую категорию бессознательного составляют сновидения.

Сон - субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных), возникающих в сознании спящего человека (предположительно, и некоторых других млекопитающих). Человек во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидения как объективную реальность. Содержания сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями. Человек видит во сне свои мечты, либо события которые происходили в дневное время.

Психоанализ (нем. Psychoanalyse) - психологическая теория, разработанная в конце XIX – начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг.

Термин «психоанализ» был введен 3. Фрейдом в 1896 году в статье об этиологии неврозов. До этого он говорил об анализе, об анализе психики, психологическом анализе и гипнотическом анализе. Сам 3. Фрейд дает много определений психоанализа, среди которых наиболее часто цитируется то, которое содержится в энциклопедической статье 1922 года. В ней автор пишет, что психоанализом называется:во-первых, способ исследования психических процессов, иначе недоступных; во-вторых, метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании; в третьих, ряд возникших в результате этого психологических концепций, постепенно развивавшихся и складывающихся в новую научную дисциплину. Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

-человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

-эти влечения преимущественно бессознательны;

-попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

-индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

-конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;

-освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).

Исторический обзор. Общая идея о бессознательном, Платона о познании-воспоминании, оставалась господствующей вплоть до Нового времени. Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Р. Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые сформулирована Г.Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся восприятий. Первую попытку строго материалистического объяснения бессознательного предпринял Д. Гартли (Англия), связавший бессознательное с деятельностью нервной системы.

В XIX веке началась линия собственно психологического изучения бессознательного. Динамическую характеристику бессознательного вводит И. Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.

Под влиянием эволюции сознания бессознательное развивается, изменяется и обогащается по своей структуре, функциям и содержанию. Бессознательное у человека и бессознательное у животных при общих сходных чертах обладает существенными различиями. Бессознательное в субъекте очеловечивается и социализируется. Между сознанием и бессознательным довольно часто возникают противоречия, но они тесно связаны между собой, благодаря чему существует возможность достичь полную гармонию между ними. Эти две стороны психики человека помогают ему адаптироваться к внешнему миру. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Но многие поступки совершаются человеком на бессознательном уровне. Сознательное и бессознательное значительно отличаются друг друга, различно воздействуют на деятельность субъекта.

Изучив учебную литературу мы пришли к следующим выводам: сознание и бессознательное – это две стороны психического мира человека. Сознание не является единственным звеном многогранной человеческой психики, оно контролирует многие процессы, но не все. Бессознательные явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.

В целом, мы согласны с тем, что в жизни каждого человека какие-либо психические явления осознаются им, другие не отражаются в его сознании. Таким образом, психические явления подразделяются на те, что отражаются в сознании человека - сознание, и те, что называются неосознаваемыми процессами – бессознательное.

Список литературы:

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1997. - С. 23-33, С. 56-72, С. 124-158.

2. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 1999. – С. 7-48, С. 50-152.

3. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1997. – С. 310-343.

4. Немов Р.С. Общие основы психологии. – М.: Владос, 2001. – С. 136-138, С. 139-142.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2008. – С. 156-190.

Просмотров работы: 4321