ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА

Саввина Л.В. 1
1Северо-Восточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта.

Виды деятельности. По своему функциональному назначению (по роли в психологическом развитии человека и его жизни) виды деятельности можно разделить на общение, учение, игру и труд. Каждый из названных видов деятельности включает в себя множество ее частных вариантов, например, есть разные виды общения, немалое количество игр, разнообразные формы учения и еще большее количество видов труда.

Общение – это вид деятельности, цель которого состоит в обмене информацией между людьми, координации их действий и оказания влияния друг на друга.

Игра – вид деятельности, выполняющий две основные функции: психологическое развитие человека и обеспечение его отдыха.

Учение – вид деятельности, направленное на приобретение знаний, умений, навыков и развитие способностей человека.

Труд – это вид деятельности, благодаря которому человек обеспечивает свое существование и удовлетворение основных потребностей.

Компоненты деятельности. По доминированию внутренних или внешних компонентов деятельность условно можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Во внешней деятельности преобладают двигательные компоненты, связанные с работой скелетных мышц, во внутренней – психические компоненты, т.е. действия и операции, совершаемые в уме, или процессы, происходящие внутри организма. По содержанию или по своему предмету, деятельность может быть практической, теоретической, материальной, идеальной, предметной и межличностной (общение или коммуникативная деятельность).

Практическая деятельность связана с решением человеком практических задач. Она выполняется в реальной жизненной ситуации с помощью практических действий в ней. Теоретическая деятельность – это деятельность, итогом которой становится решение какой-либо теоретической задачи, например определение понятия, выполнение логической операции, умозаключение, предложение и обоснование теории, объясняющей определенную группу явлений. Материальной называют деятельность, в которую включены действия с реальными материальными предметами. Идеальная – это деятельность в уме, совершаемая с так называемым идеальными объектами: образами, мыслями, чувствами. Предметная – деятельность человека с предметами человеческой культуры, в которой они осваиваются или используются по их прямому назначению. К примеру, если человек пользуется авторучкой для того, чтобы писать ею, то его деятельность будет предметной ; однако если человек пользуется ручкой как палочкой или подпоркой, то его деятельность с ней не будет предметной. Межличностная, или коммуникативная, деятельность направлена на других людей и предполагает общение и взаимодействие с ними [1, с. 128].

Деятельность и психология человека. Восприятие приобретает свои важнейшие человеческие качества в процессе практической деятельности. В деятельности формируется, например, восприятие пространства (форма, величина, глубина, место расположения предметов в пространстве), восприятие движений (направление, траектории и скорости) и восприятие времени (количества и хода времени). Имеется в виду не сам по себе факт формирования «с нуля» этих видов восприятия – они в элементарной форме даны человеку с рождения, а приобретение ими свойственно человеческих свойств, в том числе предметности, целостности, константности и категориальности. Например, манипулирование детей разного возраста с объемными предметами открывает ему тот факт, что эти предметы и пространство в целом имеют три измерения: ширину, высоту и глубину. В практической деятельности ребенок далее учится правильно воспринимать и оценивать соответствующие, заданные в трех измерениях, пространственные параметры воспринимаемых ими предметов. Он также обучается точно воспринимать форму, величину, место расположения предметов в пространстве. В этом ему помогают следящие, координированные движения глаз и рук, сопровождаемые сокращениями определенных групп мышц. Изменения скорости движущихся объектов автоматически воспроизводятся в скорости, ускорении или замедлении сокращений определенных групп мышц. Весьма отчетливо роль движения в восприятии просматривается в том случае, если восприятие происходит не зрительно, а с помощью рук т.е путем ощупывания предметов. Известно, что рука человека лишь тогда может правильно воспринимать на ощупь форму, величину и фактуру (качество поверхности) воспринимаемого предмета, когда она имеет возможность двигаться в разных направлениях по поверхности соответствующего предмета. При этом как движения руки, так и движения глаз относительно воспринимаемых предметов не являются хаотичными.

Таким образом, восприятие – это деятельность, направленная на построение образа воспринимаемого предмета. В ней имеются свои действия и операции, которые называются перцептивными, поскольку они направлены именно на построение образа.

С практической деятельностью также связано воображение. Оно тоже представляет собой внутреннюю, психическую деятельность. Человек обычно воображает нечто такое, что так или иначе связано с его прошлой, настоящей или будущей деятельностью, что является элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности.

Мышление в некоторых своих видах тоже представляет собой практическую деятельность человека с реальными материальными предметами. Таким, например, является наглядно-действенное или «ручное» мышление. Менее очевиден деятельностный характер таких видов мышления, как наглядно-образное и словесно-логическое мышление, но и это можно доказать. Наглядно-образное мышление – это действие с «предметами», но только умственное действие, свершаемое с идеальными объектами – образами – в голове. Пользуясь наглядно-образным мышлением, человек с образами совершает в голове точно такие же действия, которые он раньше уже выполнял с реальными материальными предметами. Наглядно-образное мышление выступает поэтому как интериоризованная практическая деятельность с реальными материальными предметами, замененными соответствующими им образами [1, с. 132].

Одной из задач психологического анализа деятельности является выяснение побудительных причин, по которым она осуществляется, или мотивов поведения. Мотив (в различных концепциях жестко или пластично) связан с деятельностью как сложной системой. Это – недоступный непосредственному познанию гипотетический конструкт, с помощью которого, согласно Х. Хекхаузену, объясняется, как возникает поведение, как оно энергетически обеспечивается, поддерживается, направляется, прекращается и какого рода субъективные реакции происходят при этом в организме. Существует распространенное мнение, что термином «мотивация» обозначают различные по длительности и силе проявления, которые актуализируются под влиянием особенностей ситуации, внешних условий, побуждая человека действовать в определенном направлении. Типичными особенностями ситуации, мотивирующей деятельность, являются интенсивность, необычность и новизна стимуляции. Термином мотив обозначают побуждения, объясняющие индивидуально-психологические различия между людьми в протекании деятельности в идентичных условиях. Выделяют следующие виды мотивов: - стремление к достижению успеха; - избегание неудачи; - уничижение (подчинение, мазохизм, самобичевание); - аффилиация (стремление к установлению равных дружеских отношений); -агрессия (стремление нанести вред другому); - автономия (потребность в уединении); - преодоление трудностей (стремление к преодолению препятствий); - повиновение (подчинение авторитету); - самооправдание; - доминирование (стремление к власти); - демонстративность (артистизм, самолюбование); - избегание опасности и др. [1, с. 118].

Выводы. Основными видами деятельности человека являются общение, игра, учеба и труд, мы их назвали по степени сложности освоения их человеком. Труд – это, есть та основа, которая развивает психическую личность человека. Общественный труд помог человеку выделиться из мира животных. Игра является основным видом деятельности дошкольников. В игре ребенок познает предметы и явления действительности, готовится к учебной и трудовой деятельности. В игре у ребенка развивается память, мышление, воображение и внимание. Учение представляет собой подготовку к трудовой деятельности. То есть, ребенок изучив, познав что-то новое, входит в окружающий его мир и готовится к взрослой самостоятельной жизни. Все виды деятельности формируют человека во всех направлениях. Человек становится личностью со своими положительными качествами и недостатками.

Список литературы:

1. Немов. Р.С. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -576 с.

2. Психология: учебник / В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова и др.; отв. ред. А.А. Крылов. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2011. – 752 с.

Просмотров работы: 2005