Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Психология личности – раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы – всё то, что делает нас личностью. Личностью называют конкретного человека, отличающегося определенными особенностями - психическими и физическими [3, c.160]. Вопрос об изучение психологии личности, как исходный вопрос любого психологического анализа, является сложным, дискуссионным, но в тоже время достаточно актуальным.
Целью настоящей работы является ознакомление с основными понятиями психологии личности. Для достижения вышеуказанной цели ставились следующие задачи:
Изучить термины «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»;
Раскрыть компоненты психологической структуры личности.
Отечественные психологи, говоря о личности, всегда имели в виду человека в качестве единицы общества. Вне общества личность немыслима. Человек бессменно является единицей той или иной общественности - семья, школа, рабочий коллектив на предприятии. Активная человеческая деятельность в коллективе, взаимоотношения коллектива и личности значительно детерминируют собой формирование особых черт личности.
Общее понятие о личности. В современной психологии нет единого понимания личности. Х.Вольф в 1734 г. дал дефиницию личности следующим образом: «То, что сохраняет воспоминания о самом себе и воспринимает себя, как одного и того же и раньше, и теперь». Эту традицию понимания личности продолжил У. Джемс (1842–1910), который трактовал личность, как сумму всего, что человек может назвать своим. В «эмпирическом Я» (личности) им были выделены:
1. Физическая личность, к которой относятся собственная телесная организация, дом, семья, состояние и пр.;
2. Социальная личность как форма признания в индивиде личности со стороны других людей;
3. Духовная личность как единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления, эмоций, желаний и т. п., в которой центром является чувство активности Я.
В этих определениях понятие личности становится тождественным понятию самосознания, поэтому более обосновано определение личности через социальные взаимоотношения. При таком подходе личность предстает как система социального поведения индивида.
Несмотря на множественность определений личности, выделяется ее существенное свойство - это относительно устойчивая система поведения индивида, стиль отношений, переживаний, состояний, восприятия, поведения и т.п., В этом стиле проявляется глубина личности – ее индивидуальность.
Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается в последовательности и предсказуемости ее поведения, в закономерности ее поступков. Но следует учитывать, что поведение личности в отдельных ситуациях довольно вариативно [1, c.426].
Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность. Человек - понятие родовое, отмечающее принадлежность существа к самой высокой степени развития живой природы - к роду человеческому. В понятии «человек» устанавливается генетическая детермированность развития качеств и признаков человека. Индивид является единственным представителем вида «Homo sapiens». Люди, как индивиды, различаются между собой морфологическими особенностями - цвет глаз, телесная конституция, рост, а также психологическими свойствами - эмоциональностью, темпераментом, способностями. Индивидуальность - это множество своеобразных личностных свойств определенного человека. Иначе говоря, своеобразие его психофизиологической структуры - жизненный опыт, интеллект, тип темперамента, мировоззрение, психические и физические особенности. Личность является существом социальным, включенным в общественные отношения, исполняющим конкретную социальную роль, принимающим участие в развитии общества. Личность - это продукт и объект общественных отношений, подвергается социальному влиянию, а также преобразовывает, преломляет его, кроме того, является высокоактивным субъектом самопознания, деятельности, сознания, общения.
Формирование личности представляет собой процесс человеческой социализации, заключающийся в постижении им общественного, родового начала. Формирование личности сопряжено с приобретением индивидом произведенных в обществе социальных ролей и функций, социальных правил и норм поведения, с развитием умений выстраивать взаимоотношения с другими. Формирование индивидуальности являет собой процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - процесс личностного обособления и самоопределения, акцентирование личности в обществе, утверждение ее неповторимости, уникальности и обособленности [3, c. 576].
Психологическая структура личности. В основе личности лежит ее структура – связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации. Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир – других людей, обстоятельства жизни и так далее. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению. Рассмотрим модель личности созданную С.Л. Рубинштейном и К.К. Платоновым.
Структура содержит шесть взаимозависимых подструктур. В личности выделяют следующие психологические компоненты, либо подструктуры. Самосознание. Центр сознания - это самосознание, или сознание собственного «Я». Самосознание и сознание внешнего мира образуются и развиваются взаимообусловленно и одновременно. На уровне самосознания образуется чувство внутренней цельности, константность личности, способной в каждой изменяющейся ситуации быть сама собой. Самосознание сопряжено с ощущением собственной исключительности, поддерживающейся континуумом его временных переживаний. Основной функцией самосознания является осуществление доступа для человека к результатам и мотивам его поступков, предоставить возможность осознать, каким он является на самом деле.
Направленность личности. Направленность - самое важное свойство личности, в котором осуществляется выражение значимых тенденций поведения человека, динамики его развития как духовного и социального существа. Направленность личности является ведущим психологическим свойством личности, представляющем систему ее побуждений к деятельности и жизни. В основном все ученые полагают, что основная составляющая структуры личности, ее системообразующая характерность - это направленность личности. Особенно в данном свойстве проявляются цели, побуждающие личность к действию, ее индивидуальные отношения к разнообразным сторонам действительности, ее мотивы.
Темперамент и характер. Характер – это комплекс более наглядно сформированных и сравнительно стабильных черт, показательных для определенного человека и регулярно обнаруживающихся в его поведении. Непосредственно сопряжен с темпераментом, определяющим внешнюю форму проявления характера, наслаивает специфичный отпечаток на различные его выражения. Однако темперамент детерминирован врожденными свойствами высшей нервной деятельности и фактически не подвергается изменениям в течении человеческой жизни. Темперамент являет собой общебиологическую основу, на которой осуществляется формирование личности в качестве социального существа. Характер формируется в ходе воспитания, он отображает обстоятельства человеческой жизни и может меняться при изменении данных обстоятельств. В организации характера помимо прочего выделяются основные свойства. К ним принадлежат первоначально моральные, а затем и волевые качества, обеспечивающие конкретный поведенческий стиль и метод решения практических задач.
Психические процессы и состояния. Психические процессы – это динамическое отображение действительности в разных конфигурациях психических явлений - персональные проявления мышления, восприятия, памяти, способностей, ощущений, обусловленных врожденными факторами, тренировкой, развитием и совершенствованием данных качеств. Психическое состояние - это образовавшийся в текущий момент сравнительно стабильный уровень психической деятельности, проявляющийся в пониженной либо повышенной активности личности.
Способности и задатки. Задатки являют собой отдельные генетические обусловленные анатомо-физиологические характерности нервной организации, образующие индивидуально-природную базу формирования способностей, их дальнейшего развития. Способности - психические свойства личности, гарантирующие благополучное освоение какой-либо деятельности. Изучение способностей осуществляется с целью постижения человеческого интеллекта и установления пригодности человека к какому-то конкретному виду деятельности. Как правило акцентируют общие и специальные способности. К общим способностям причисляют общую работоспособность человека, предрасположенность к труду, легкость запоминания, богатство воображения, а также логичность, глубину, гибкость и широту ума. Общие способности нужны для достижения преуспевания в каждой деятельности. Специальные способности необходимы для эффективной работы в каком-либо конкретном виде деятельности. Из их числа необходимо особо отметить организаторские, педагогические, лингвистические, управленческие способности. К специальным способностям также относят диагностические, творческие, познавательные способности.
Психический опыт личности. Опыт личности являет собой получение человеком опыта общественного - социализация. Данный опыт содержит нужные для его жизнедеятельности навыки, умения, знания: навыки - автоматизированные элементы целевой направленной осознанной деятельности; умения - человеческая способность на основании навыков и знаний своевременно, эффективно и качественно исполнять работу при новых обстоятельствах; знания - концепция научных определений о закономерностях общества, природы, формирования человека, его развития, а также его сознания [1, c. 429].
Заключение. Личность представляется законченным и наиболее сложным объектом исследования в психологии. В популярном значении она связывает в единое целое всю психологию. В ходе работы поставленные цель и задачи достигнуты: рассмотрено общее понятие о личности, изучены термины «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», раскрыты компоненты психологической структуры личности. Первоначально, родившийся индивид, содержащий только естественные психические функции, со временем, приобщаясь к обществу социализируется, т.е. преобразуется в личность. Наряду с этим, социокультурная среда являет собой источник, питающий развитие личности, прививает ей роли, ценности, общественные нормы. И, в конечном итоге, личность, сама воздействующая на общество представляется индивидуальностью. В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счёт проявляется сложность самого феномена личности. Личность можно рассматривать в различных ракурсах: как система мотивов, как способность к творческим деяниям, как биологическое существо, как самосознание.
Список литературы:
Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности / Л.И.Анцыферова // Человек в системе наук: сб. статей. – М.: Наука, 2009. - С.426-434.
Камышев Э.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.Н.Камышев, Л.И.Иванкина, И.А.Дубинина и др. – Томск: Изд-во ТПУ, 2014. – 79 с.
Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе / А.В. Петровский. – М.: Педагогика, 2011. – 160 с.
Столяренко Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие / Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 576 с.
5