Наука, которая изучает естественный человеческий язык, называется языкознание. В ней существует два понятия, язык и речь, которые хоть и являются тесно связанными между собой, но их нужно научиться различать. Язык представляет собой систему элементарных и сложных знаков-фонем, морфем, слов, словосочетаний, высказываний и комбинации высказываний, он, как такая система, существует в человеческом разуме в виде нескольких форм, которыми мы наслаждаемся, произнося наши любимые фразы. Если язык - это средство и орудие общения, определенная система знаков, правил и средств говорения, который объединяет представителей определённого сообщества и является постоянным явлением для определённого времени, то речь – понятие переменное и зависит от состояния того, кто произносит слова, от его уровня воспитания, образования и т. д. Это процесс общения и речь имеет черты индивидуальности того человека, который является её носителем. Можно даже сказать, что это составляющие одного и того же, достаточно сложного, явления. Их можно даже сравнить с ручкой и текстом, которые имеют разные смысловые нагрузки.
Американский логик и философ Чарльз Пирс, определил знак, как нечто такое, узнавая которое мы накапливаем систему знаний, и происходит это уже много веков в разных социальных средах. Наука о знаках – семионика подходит к их делению очень серьёзно и выделяет среди их общего числа иконические знаки, индексы, а также символы.Наибольший вклад в изучение языка, как системы знаков внёс швейцарский лингвист начала прошлого века Фердинанд де Соссюр. Положения его теории и сегодня изучаются лингвистами всего мира. Он сравнивал язык с другими знаковыми системами, такими, как военные сигналы в военно-морском флоте, азбукой для глухонемых людей или формами учтивости, просто он считается на порядок выше.
Учёные по-разному подходили к изучению и по-разному определяли понятие знака, например, немецкий логик Г. Фреге, ввел различение между денотатом выражения и его глубоким смыслом, соглашаясь с определением которое дал знаку Ф. де Соссюр.Кроме этих двух учёных проблемами языка занимались также: семиотик Чарльз Моррис, который был последователем Чарльза Пирса, английские лингвисты Чарльз Огден, Айвор Ричардс, которые в 1923 году в книге «Значение значения» представили наглядно знаковое отношение в виде, так называемого, семантического треугольника или треугольника референции.
Функции языка определяются их значением для общественной жизни. Язык выполняет следующие функции: Коммуникативная функция; Мыслеформирующая функция; Когнитивная (гносеологическая) функция
Речи также уделялось и уделяется много внимания отечественными и зарубежными лингвистами. Функции речи исследовал русский и американский лингвист начала прошлого века Роман Осипович Якобсон. Он также определял и понятие речи. Он выделил следующие функции речи: Коммуникативная (референтивная) функция; Экспрессивная (эмотивная) функция; Поэтическая (эстетическая) функция; Апеллятивная (директивная) функция; Фатическая функция (контактоустанавливающая); Метаязыковая функция.
Важными средства передачи эмоционального состояния человека является - интонация и жесты, которые во многом вносят разнообразие в нашу речь.
В своей практике основные положения языкознания использовал К.С. Станиславский, который, обучая актёров, использовал всевозможные речевые приёмы и различные упражнения с использованием интонации, голоса и т.д. Например, великий русский режиссёр использовал упражнение, по которому его студентам нужно было передать 40 сообщений в разной форме, но произнося одну лишь только фразу, например, «Пожар, господа, пожар!». После произношения этой фразы слушатели должны были определить, о какой ситуации идёт речь.
Иногда человеку может нравиться форма слова, и он её произносит по нескольку раз. Например, в романе «Война и мир» Долохов с удовольствием произносил слово «наповал» об убитом солдате не потому, что он имеет садистские наклонности, а потому, что ему очень нравилось это слово, его форма и звучание. Высказывания, реплики, споры – мы не можем без них представить сегодня нашу жизнь. Она будет казаться скучной и однообразной. Именно речь и знаки вносят яркие краски в нашу жизнь [3].
Письменная речь - это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью текста. Письменный текст выступает в данном случае представителем автора как участника речевой коммуникации. Письменные документы представляют собой сложную форму коммуникации: для их составления требуются не только специальные знания и навыки, но и творческий подход к тексту. Характерной чертой текста является самостоятельность. Разумеется, она не абсолютна, поскольку текст реально функционирует только во взаимодействии с адресатом. Адресат же при восприятии текста может что-то упускать, утрачивать из вложенного в текст автором содержания, а что-то добавлять от себя, домысливать. Самостоятельность текста связана с ограниченностью во времени и/или пространстве, с принадлежностью одному автору.
Специфическим качеством текста, органически слитым с его самостоятельностью, является целенаправленность. В тексте реализуется определенная и единая цель, и каждая его часть целенаправленна в составе целого. Их первых двух характеристик вытекает третья - целостность текста, предполагающая единство содержания и речевой формы. Под целостностью внутренней формы подразумеваются внутренняя организованность, структурность и оформленность содержания текста. С другой стороны, текст обладает и целостностью внешней языково-речевой формы, под которой понимаются оформление начала и конца произведения, соразмерность членения на части, обозначения связей и переходов между частями, стилистическая целостность, принципы отбора номинативных единиц и т.д.
Устная речь. Монолог- это «речь наедине с самим собой или продолжительная речь одного лица, обращенная к слушателям». Устная монологическая речь является сложной формой речевой коммуникации. Устная монологическая речь является основой древнейшей науки – риторики, которая сыграла огромную роль в истории развития человечества. Виды монологической речи: информационная речь, убеждающая речь, побуждающая речь. Диалог представляет собой общение двух субъектов посредством языка. Это процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей. Если кто-то из партнеров отказывается от своих реплик, то диалог превращается в монолог. Если оба отказываются, то, естественно, общение прекращается. Виды диалогов: 1. Событийный уровень (всегда есть предмет общения; осуществление тактики принятия партнера; реализация ситуации партнерства в общении; самопрезентация личности), 2. Деловой уровень (бытовой разговор; деловая беседа; собеседование; интервью; переговоры) [1].
Данная таблица показывает, какие из этих языков находятся в отношениях близкого или отдаленного родства, а какие не являются родственными [3].
Русский |
Украинский |
Белорусский |
Польский |
Чешский |
Английский |
Мать |
Мати |
Маци |
Matka |
Matka |
Mother |
Сестра |
Сестра |
Сястра |
Siostra |
Sestra |
Sister |
Голова |
Голова |
Галава |
Glowa |
Hlava |
Head |
Корова |
Корова |
Карова |
Krowa |
Krava |
Cow |
Три |
Три |
Тры |
Trzy |
Tri |
Three |
В заключение отметим, что высокая культура устной и письменной речи, умение правильно пользоваться всеми выразительными средствами родного языка, стремление к тому, чтобы беречь и приумножать их, - важная задача для каждого человека. В настоящее время приходится осознавать, что учащаяся молодежь в Якутии недостаточно уделяет внимание развитию своего языка. На якутском языке написано множество шедевров литературы. Сколько ценного можно почерпнуть, как можно обогатить и возродить свой язык, опираясь на великое достояние народа! Он представляет собой огромную ценность, постигать которую можно всю свою жизнь. Ведь национальный язык объединяет в единую систему литературный язык, территориальные диалекты и профессионализмы, жаргоны и просторечия. Разобраться во всем этом многообразии, научиться грамотному пользованию богатствами своего родного языка - вот задача, которую должен ставить перед собой каждый человек.
Литература:
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 272 с.
Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие/ М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина.– М.: Наука, 2004. – 256 с.
[Электронный ресурс] http://www.edu-psycho.ru/yazyk-i-rech-ponyatie-yazyka.html (15.12.16)