ПРОЦЕССЫ И ВИДЫ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОЦЕССЫ И ВИДЫ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА

Алексеева Н.А. 1
1Северо-Восточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Память – продолжение нашего прошлого. Она самая долговечная из наших способностей. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память делает возможным накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений. 

Для каждого из людей его память уникальна. Она позволяет человеку осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утратит самого себя, перестанет существовать. Учитывая ее значение в становлении человеческого познания, можно сказать, что память – основа всего сознания.

Цель работы: изучить память человека.

Задачи работы:

  1. Рассмотреть структуру памяти.

  2. Изучить виды и процессы памяти.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Иными словами память – это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Запоминая какие-либо образы, мысли. Слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в определенной связи друг с другом. Без установления тех или других связей невозможно ни запоминание, ни узнавание, ни воспроизведение [1, с.162].

Это значит запомнить ряд слов в определенной связи, последовательности, например, стихотворение. Связи, которые лежат в основе деятельности памяти, называются ассоциациями. Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Виды ассоциаций: По смежности: восприятие или мысль об одном предмете или явлении влечет за собой припоминание других предметов и явлений, смежных с первыми в пространстве или во времени; По сходству: образы предметов, явлений или мысли о них вызывают воспоминание о чем-либо сходном с ними. По контрасту: ассоциируются резко различные явления – шум и тишина, высокое и низкое и т.д.

Человеческая речь является средством запоминания, способом хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Человеку нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, т.к главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение. Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений. Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (непроизвольным). Запоминанию помогают: а) «свежая голова»; б) эмоциональная окраска события; в) позитивный эмоциональный фон. По крайней мере, когда не хочется запоминать, обычно ничего не запоминается. Сохранение – процесс накопления материала в структуре памяти. Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном воспроизведении - образ всплывает в голове без усилий человека. Забывание – потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Забывание может быть частичным или полным, временным или длительным [4].

Рассмотрим виды памяти. Двигательная, эмоциональная, словесно-логическая память (человек запоминает предметы и явления, мысли, движения, чувства); Произвольная и непроизвольная память (человек запоминает информацию случайно или преднамеренно); Кратковременная, долговременная, оперативная память (время сохранения информации); Двигательная память позволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия; Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях. Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека, являясь важнейшим условием его духовного развития. Словесно-логическая (смысловая) память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами. Образная память: слуховая, зрительная, обонятельная, вкусовая, тактильная. Эти виды образной памяти развиты у человека неравномерно, какой-либо всегда является преобладающим. Произвольная память предполагает наличие специальной цели запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы, производит волевые усилия. Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий. В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Очень важно понять, что человек произвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью. Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность – несколько секунд или минут. Она достаточно для точного воспроизведения только что произошедших событий. Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Оперативная память - запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности [2, с.125-127].

Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни и взросления человека они не исчезают, а обобщаются, взаимодействуют между собой.

Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из первых, кто руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных и вывел закономерности запоминания: Закон осмысления: чем глубже осмысление, тем лучше оно сохраняется в памяти. Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий. Закон установки: установка на запоминание по времени: запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить «всерьез и надолго», установка на восприятие материала по содержанию: определяет восприятие. Закон усиления первоначального впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание. Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями. Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое. Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длине предъявляемый ряд информации, тем хуже он запоминается. Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Закон края: лучше запоминается то, что сказано в начале и в конце ряда информации. Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию [3, с.238].

Французский психолог Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезии – временных потерь памяти, отмечает еще две закономерности: Память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти; Память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают недавно полученные впечатления.

Один из интересных эффектов памяти, которому до сих пор не найдено объяснения, называется реминисценцией. Это – улучшение со времени воспроизведения выученного материала без дополнительных его повторений. Чаще это явление наблюдается при распределении повторений материала сразу после его выучивания.

Таким образом, в работе были рассмотрены основные виды и законы памяти, дана их психологическая характеристика, а также были представлены некоторые виды классификация памяти. Память является психической деятельностью, без которой невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания. Память играет важнейшую роль в индивидуальном развитии человека, поскольку в определенной степени – это отражение личного опыта человека. Человек сознательно регулирует процессы памяти и управляет ими, исходя из целей и задач, которые ставит перед собой.

В заключении необходимо отметить, что память имеет огромное значение в жизни людей. Она лежит в основе всей жизни человека, его развития и обучения, формировании его умений и навыков. Любое событие имеет значение и ценность для человека, поскольку оставляет след в памяти.

Литература:

  1. Гамезо М.В, Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986.

  2. Дубровина И.В, Данилова Е.Е, Прихожан А.М. Психология. – М., 2012.

  3. Немов Р.С. Общие основы психологии. – М., 2001.

  4. [Электронный ресурс] http://www.psychologos.ru (дата обращения: 19.12.2016).

Просмотров работы: 6470