РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дошкольное детство является благопри­ятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом воз­расте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание позна­вать окружаю­щий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, во­влекая их в различные виды деятельности, способствуют расшире­нию дет­ского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпо­сылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошколь­ников более сво­бодно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задав­лено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необхо­димо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным пе­риодом для разви­тия творческого воображения

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способно­стей к творчеству. И от того, насколько были использо­ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен­циал взрос­лого человека.

Одна из многих задач развития творческих способностей – это обучить детей старшего дошкольного возраста сознательно применять разные примитивные основы изобразительной науки, употреблять их выражения в своих представлениях окружающего мира, передавать настроение в своем изображении, состояние и характер рисунка, показывать свое отношение к нему. Только вопрос состоит в том, как выявить и развить творческие способности ребенка. Во-первых, требуется уделять достаточное внимание поиску и формированию условий для развития богатой духовно и мыслящей творчески личности. Во-вторых, развитию и выявлению этих способностей у каждого, с учетом его наклонностей, интересов и тяготений. Одним из способов построения воспитательного процесса и разностороннего развития личности является формирование условий для самостоятельной изобразительной деятельности в детском саду. Самостоятельная изобразительная деятельность дает возможность реализовать себя, использовать и развивать свои творческие способности.

Также дошкольное детство – это большой ответственный период физического и психического развития детей. За внешней простотой и детскостью движений стоит глубокая нейрофизиологическая работа тела.

Научно доказано, что с помощью определенных физических упражнений деятельность тела и мозга интегрируются, а работа обоих полушарий мозга становится сбалансированной.

Уровень интеллектуального развития ребенка старшего дошкольного возраста находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение школьными навыками, в том числе письмом, отрицательно влияя на успешность обучения ребенка. А это в свою очередь влияет на психологическое здоровье.

И. М. Сеченов писал, что движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Если развитие движений пальцев отстает, наблюдается задержка речевого развития, хотя общая моторика может не страдать.

Поэтому придается такое серьезное значение развитию мелкой моторики ребенка дошкольного возраста.

В изобразительной деятельности существует множество способов рисования для развития мелкой моторики. Кроме традиционных способов рисования существует масса нетрадиционных техник, которые также помогают подготовить руку. Наиболее действенными техниками, на мой взгляд, являются:

  • Рисование, лепка, аппликация с помощью пуговиц разных размером и форм. Такая техника позволяет развивать творческое воображение, зрительную память, укрепляет мышцы рук, ловкость в обращении с мелкими предметами и ориентировку в пространстве.

  • Аппликация из природных материалов с использованием крупы. Позволяет формировать и развивать у ребенка старшего дошкольного возраста все виды восприятия: восприятие предметов, пространства, цвета. Семечки и крупа позволяют делать массаж ладоней, стимулируют деятельность головного мозга.

  • Тестопластика – это лепка декоративных изделий из солёного теста, является одним из видов художественного конструирования и является мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. Также данная техника помогает детям легко овладеть навыками лепки, стимулирует развитие внимания, восприятия, воображения, формирует целый ряд ручных умений, развивает силу нажима пальцев.

  • Пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. Пластилинография помогает развитию творческих способностей и формированию ряда ручных умений, отрабатывается сила мышц пальцев.

  • Квиллинг, также известен как бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ — картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии и т. д. Квиллинг требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Такой вид деятельности активно развивает мелкую моторику рук ребенка, речь и пространственное мышление.

Все вышеперечисленные техники требуют достаточной точности и согласованности движений рук.

Я считаю, что большую роль в сохранении физического и психологического здоровья играют правильно и интересно проводимые занятия. На каждом занятии педагог должен создавать такие условия и находить такие методы, которые помогут сформировать у детей позитивное мышление и способности к «конструированию» собственного здоровья.

Так, в качестве организационно – мотивационного приема в начале занятия можно применять пальчиковые игры. Они помогают разбудить чувствительность пальцев, влияют на пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений. Также игры развивают точность рук, что стимулирует творческие способности, фантазию и речь. Главная цель пальчиковых игр – это развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.

Обязательное применение на занятиях физкультурных и динамических пауз позволяет снять усталость, напряжение и сохранить физическое здоровье. Продуманный отдых в 2-3 минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести к следующему элементу или этапу занятия. По моему мнению лучше, если физминутка будет перекликаться с темой занятия. Этот позволит ребёнку лучше прочувствовать состояние живых и неживых объектов, что в свою очередь повлияет на качество передачи образов при рисовании.

Для профилактики зрительного утомления необходимы профилактические мероприятия. Гимнастика для глаз – это простой, но чрезвычайно эффективный способ помощи самому себе. Ее обязательно нужно включать после длительного рассматривания произведений или перед непосредственным рисованием.

Включение в образовательный процесс элементов дыхательной гимнастики в виде выдувания краски через трубочку способствует насыщению кислородом каждой клеточки организма. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение. Умение управлять дыханием - умение управлять собой.

Кроме интеллектуального развития художественно- творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка старшего дошкольного возраста.

Большие возможности для коррекции психологического здоровья представляет пальцевая живопись. Техника «Пальцевой живописи» - это интересный процесс создания изображений с помощью рук, на основе активного восприятия, помогающий создать мотивацию для формирования изобразительных умений в рисовании и лучше скоординировать движения рук для уверенной передачи формы, пропорции, в изображении. Данный прием активно используется в артпедагогике и арттерапии, так как позволяет снять у детей страх перед совершением ошибки и неудачей. Также рисование пальчиками доставляет детям большую радость, эмоциональный заряд.

Значительные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия. Звучание музыки на занятии дает ребенку возможность успокоиться, снять нервное напряжение и вдохновляет на творчество. Дети испытывают эстетическое удовольствие от своей деятельности и организации занятия. Выбор музыкальных произведений для сопровождения осуществляется с учётом темы занятия.

Цветотерапия – повышает уровень коммуни кативности детей, эмоциональную отзывчивость; обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей; знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.

Итак, в своей статье-рассуждении я показала способы развитие творческих способностей и как они помогают сохранить физическое и психическое здоровье детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста может использоваться не только как средство сохранения физического и психического здоровья, но и как помощь в подготовке к обучению в школе. Так как ребенку с развитыми творческими способностями гораздо легче будет даваться процесс обучения по многим предметам, которые сегодня требуют креативного подхода.

Просмотров работы: 6159