МЕТАКОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ В КОНТЕКСТЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТАКОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ В КОНТЕКСТЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время приоритетным направлением метакогнитивизма является изучение метакогнитивных способностей в контексте процесса образования, так как учебная деятельность отличается наиболее полной представленностью метакогнитивных процессов и способностей. Исследования в метакогнитивном направлении строятся на изучении рассматриваемого класса процессов школьников, студентов, аспирантов, а также лиц, повышающих квалификацию. Обращение современного метакогнитивизма к сфере обучения и образования является основной тенденцией его развития, количество работ по данной тематике возрастает [3, 6].

Исследование метакогнитивных процессов является актуальным вследствие того, что они, как показывают некоторые эмпирические исследования [4, 9, 10] непосредственно влияют на успешность учебной и профессиональной деятельности, так как они выполняют важные функции: организация и контроль собственной интеллектуальной деятельности.

Метакогнитивное направление является очень перспективной платформой для новых разработок и открытий, на данный момент является недостаточно разработанным в силу своей молодости (метакогнитивизм возник в 1970-х гг. XX в.), не раскрыты все взаимосвязи метакогнитивных процессов и способностей с другими феноменами. В рамках метакогнитивизма с каждым годом создаются новые психодиагностические методики, концепции, а также расширяется сама теоретическая база данного направления. Университеты крупных городов Северной Америки и Европы специализируются на исследованиях в рамках метакогнитивного направления, в частности метакогнитивных качеств личности. Спектр задач, решаемых данной отраслью психологии, постоянно увеличивается и расширяется [3,5].

Ключевой фигурой метакогнитивизма как отдельного направления психологии является Джон Флейвелл. Большинство авторов считают, что его работы открыли метакогнитивное направление в современной психологии [6].

Метакогнитивные процессы, которые представляют собой индивидуальное знание о собственных когнитивных процессах и результатах познавательной деятельности, выполняющее функцию активного контроля, регуляции и организации когнитивных процессов при достижении конкретных целей [8], изучаются как отечественными, так и зарубежными психологами (США, Канада, Австралия, Япония и т.д.). [4]. Выдающимися исследователями в метакогнитивизме являются P. A. Alexander, R. Atkins, J.Borkowski, A.L. Brown, J.C. Campione, M.A. Dirkes, D.Dunloski, J.H. Flavell, R.Garner, R.Kluwe, J.R. Leonesio, S.Madigan, J.Metcalfe, P.Murphy, T.O. Nelson, L.M.R. Perkins, M.Pressley, Reder, A.P. Shimamura, E.Tulving, B.Salomon, A.Shimamura, W.Schneider, А.В. Карпов, Е.А. Сергиенко, И.М. Скитяева, М.А. Холодная и др. [6]. В отечественной и зарубежной психологии метакогнитивные процессы рассматриваются как фактор успешности познавательной деятельности субъекта и определяют ее продуктивность [6].

Получение образования в высшем учебном заведении строится на динамичном усвоении новых знаний, навыков и получении опыта в определенной сфере. Обучение в высшем учебном заведении совпадает с периодом юношества, который является сензитивным для развития метакогнитивных способностей. Юность характеризуется внутриличностными конфликтами и потенциальными возможностями эффективного интеллектуального и личностного развития, именно этот период характеризуется наиболее высокими показателями памяти, внимания и интеллекта в целом [1, 2]. По нашему мнению, помимо получения новых знаний, умений и владений система образования в высшем учебном заведении должна ориентироваться на развитие метакогнитивных способностей как основного интеллектуального ресурса личности.

Обучение в высшем учебном заведении связано с получением знаний более высокого уровня и большей самостоятельностью в овладении определенными дисциплинами. В силу этих причин у студентов возникает острая необходимость в обращении к своим метакогнитивным способностям. Известно, что развитые метакогнитивные способности обеспечивают значительное повышение продуктивности мыслительной деятельности, обеспечивают качественный контроль над своими психическими процессами, а также играют важную роль в процессе их регуляции.

Р. Перкинс и Б. Саломон отмечают, что метакогнитивные навыки могут быть сформированы на базе какой-либо области знаний, в которой субъект достаточно компетентен [7]. Для того, чтобы достичь наивысшего уровня профессионализма в какой-либо области, для решения профессиональных задач необходимо использование метакогнитивного контроля над ходом их решения. Также для успешного обучения необходимо развивать навыки саморефлексии, которая обеспечивает понимание происходящего в сознании при размышлении над своим познанием и его специфическими характеристиками. Обладание развитыми метакогнитивными способностями позволяет управлять своим поведением и при необходимости использовать метакогнитвные стратегии для решения различных задач. Были проведены исследования, которые показали улучшение общих показателей успеваемости у испытуемых, которые проходили обучение метакогнитивным навыкам [12].

Субъект, обладающий развитыми метакогнитивными навыками, способен к объективной оценке результата решения задач, к определению приоритетных жизненных задач, последовательном их решении, что обеспечивает наилучшую адаптацию.

Согласование своих индивидуальных особенностей с условиями внешней среды является одним из главных механизмов адаптации к профессиональной деятельности, проявляется в метакогнитивной регуляции деятельности и заключается в том, что совокупность метакогнитивных процессов согласует когнитивные особенности и усилия субъекта с условиями и требованиями внешней среды [11].

Таким образом, метакогнитивные способности являются важным категорией процесса образования, и они тесно взаимосвязаны с учебной деятельностью, которая в высшем учебном заведении строится на определенном количестве самостоятельной работы и включенности в учебную деятельность. Определённый уровень развития метакогнитивных способностей является предпосылкой для успешной учебной деятельности, обеспечивая контроль над протеканием своих психических процессов, выбор главных целей деятельности в ситуациях неопределённости, а также является ресурсом, обеспечивающим наилучшую адаптацию в решении профессиональных и личностных проблем.

Данная статья является попыткой привлечения внимания к проблеме развития метакогнитивных способностей в образовательном процессе на разных уровнях: общем, профессиональном и дополнительном, а также платформой для дискуссий.

Литература

  1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977. – 379 с.

  2. Бубновская О.В. Потребностная обусловленность внутриличностного конфликта в юношеском возрасте. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2005.

  3. Карпов А.А. Взаимосвязь креативности и метакогнитивных качеств личности // Ярославский психологический вестник. Выпуск 27. – Москва ; Ярославль, Российское психологическое общество, 2010. – 196 с.

  4. Карпов А.А. Взаимосвязи обучаемости и метакогнитивных качеств личности. Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 3 – Том II (Психолого-педагогические науки). С.228-225

  5. Карпов А.А. Интеллект как детерминанта метакогнитивных качеств личности [Текст] // Вестник ЯрГУ. – Серия «Гуманитарные науки». № 2. – Ярославль, 2012.

  6. Карпов А.А. Основные тенденции развития современного метакогнитивизма: методические указания / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2015. 72 с.

  7. Карпов А.В. О содержании понятия метакогнитивных способностей личности//Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2013. №4 (25).

  8. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. – М.: Ин-т психологии РАН, 2005. – 352 с.

  9. Кашапов М.М. Когнитивное и метакогнитивное понимание структурно-динамических характеристик профессионального мышления//Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов: монография; под науч. ред. проф. М. М. Кашапова, доц. Ю. В. Пошехоновой. - Ярославль, 2012. - С. 35-121

  10. Лашкевич Е.К., Трепачев П.М., Шакирзянова Е.В., Бубновская О.В., Ротэряну Ю.М. Психологическая школа формирования метакомпетенций в профессиональной деятельности психолога. – Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2015. №4 (31). С. 214-219

  11. Пошехонова Ю.В. Метапознание и мотивация на этапе профессионального обучения в ВУЗе. Сборник материалов юбилейной конференции «130 лет организации психологического общества при Московском университете».Изд. «Когито-Центр» (Москва). С. 392-395

  12. Scruggs G. Modeling of metacognitive behavior in teaching practice. Educational psychology. 1985. V. 2. P. 311-319.

Просмотров работы: 1138