ПОНЯТИЯ «ИМИДЖ» И «ОБРАЗ ГОРОДА» В ПСИХОЛОГИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОНЯТИЯ «ИМИДЖ» И «ОБРАЗ ГОРОДА» В ПСИХОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исследования восприятия городской среды, поведения человека в социально-психологической среде современного города в настоящее время становятся всё более популярными и вызывают интерес у ученых – приверженцев различных научных течений как своеобразный отклик на усиливающиеся процессы урбанизации.

Проблема образа города раскрывается в таких психологических направлениях и отраслях, как социальная психология (С. Милграм и др.); психология восприятия городской среды и образа города (М. Хейдметс, М. Раудсепп, Т. Нийт, М. Черноушек, Х.Э. Штейнбах, В.И. Еленский, С. Милграм, К. Линч, Дж. Голд); отечественная теория образа и отражения (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.А. Ганзен); теория деятельности и психосемантики (А.Н. Леонтьев, В.Ф. Петренко, Е.Ю. Артемьева, Ю.К. Стрелков, В.П. Серкин); теория группового сознания (Г.В. Акопов и др.); теория городской ментальности и провинциальности (Т.В. Семенова (Иванова) и др.).

Образ города раскрывается через представления о городе и городской жизни, доминирующие в групповом сознании [1]. Он тесно связан с ментальностью, то есть с групповым сознанием, проявленным в определенном пространстве и конкретном историческим времени [10].

Городская среда формирует менталитет своего населения посредством комплекса географических, социальных, экологических, экономический факторов. С другой стороны, менталитет формирует образ города через систему социальных представлений, конструктов и транслируемых ценностей [2]. В структурировании образа города огромную роль играют потребности и ценностные структуры личности субъекта [8], являющиеся объектами активного изучения в современной психологии [3].

Проблема восприятия городской среды сама по себе не нова, но именно сегодняшнее время делает её крайне актуальной. Образ города, каким он создавался архитекторами, не всегда совпадает с образом города, который складывается в сознании жителей, туристов и в том числе студенческой молодежи, что оказывает обратное воздействие на городскую среду и во много влияет процесс её структурирования, использования и оценивания.

В рамках социального подхода образ города понимается как интерпсихическое явление, нечто, похожее на конструкт, который присущ не отдельному индивиду, а определенной группе людей. Восприятие индивидуально, но в тоже время социокультурно.

Кевин Линч провел в 1960 году интересную серию исследований о восприятии различными людьми одного и того же города. Под образом города Кевин понимал общий ментальный рисунок внешнего физического мира города [6]. Одним из главных результатов исследования, основанного на оригинальной методике индивидуального картографирования центральной части города, явилось то, что образ города у разных людей существенно разнится. В свою очередь, восприятие зависит от целого ряда причин, в числе возраст, социальное положение, статус, уровень образования [4].

С позиции теории социальных представлений, разрабатываемой Сержем Московичи, образ город является результатом осмысления окружающей действительности одного индивида, и коллективное творение. Коллективный образ города сочетает в себе элементы образа, свойственные каждому из тех, кто внес в него свой вклад. Поэтому, рассматривая данную теорию, можно утверждать, что структура образа города жителей представляет собой систему социальных представлений определенной группы о городе, в котором она проживает, и, следовательно, который воспринимает как среду своего обитания, пространство своей жизнедеятельности [5]. Люди «строят» свой город в воображении, используя для этого различные детали городского ландшафта. При этом важно отметить, что восприятие города у разных людей может отличаться весьма существенно, и такие, созданные в воображении, города являются максимально индивидуальными.

Так же существует близкое к образу города понятие имидж города. Имидж – это целостное, качественно определенное образом объекта, устойчиво живущим и воспроизводящимся в массовом или индивидуальном сознании. Главное отличие, по мнению учёных и исследователей, это то, что имидж является целенаправленно формируемым образом города с целью продвижения его или его составляющих.

Понятие «имидж» происходит от латинского слова «imago» (образ). Термин «имидж» был использован в работах Зигмунда Фрейда, который в 30-е годы XX в. издавал научный журнал под таким названием. По З. Фрейду, «имидж - это не столько реальный образ человека или предмета (Еgо), сколько идеальный образ (Super Ego), естественно отличающийся от реального.

А.С. Милевич называет имидж социально-психологическим феноменом духовной жизни, который затрагивает не только профессиональную сферу, но и сферу частной жизни [7].

Почепцов Г.Г. рассматривает имидж города как комплекс субъективных представлений в массовом сознании относительно определенной территории. Это географическое положение, его культурное своеобразие, чистота в городе. То есть, активную роль в формировании имиджа города играют географические, климатические, национальные и другие различия.

Имидж города представляет собой совокупность убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу его особенностей. Это субъективное представление о городе может формироваться вследствие непосредственного личного опыта (например, в результате проживания на его территории) или опосредованно (например, со слов очевидцев, из материалов СМИ и т.д.) [9].

А.П. Федоркина и Р. Ф. Ромашкина характеризуют понятие «имидж» как «социально-психологическое явление, отражающее влияние на него не только сознательного, но и бессознательного компонентов психики различных социальных групп, мотивации их поведения, а также формирование образов, которые затребованы сегодня народными массами» [11]. Если это определение наложить на образ города, то можно сказать, что имиджем города является некая совокупность характеристик, которые воспринимаются в целом людьми, как исследуемой, так и другой территории. Из этого следует, что население мира выделяет особенности того или иного города, основываясь на своих ощущениях. При этом одной группой совокупность характеристик какого-либо города будет определяться, например, положительно, другие же будут видеть в этом наборе отрицательные стороны.

Роль архитектуры в формировании имиджа города сложно переоценить. Важным показателем положительного имиджа города является качество жизни, которое определяется, в первую очередь, обеспечением различных социальных групп комфортным жильём, наличием общественных оздоровительных, культурных, развлекательных сооружений и т.д. и развитой инфраструктурой – транспортом, образовательными учреждениями [9].

Имидж города не существует сам по себе, он основывается на образе. Так же, как и образ города, имидж может быть внешним и внутренним, а точнее подаваемым и принимаемым. Подаваемый имидж состоит из мнения жителей о том, как должен восприниматься их город приезжими. Принимаемый имидж основан на мнении гостей города.

Таким образом, в психологии не существует единого понимания проблемы восприятия городской среды. Рассматривая различные психологические подходы в изучение образа города, были сформулированы следующие выводы.

Имидж города – привлекательность города, которая непосредственно влияет на привлечение различных инвестиционных проектов, туристов, и соответственно на социально-экономическое развитие города. Имидж города может играть огромную информационно-воспитательную роль для его граждан. Имидж города свидетельствует о его социально-экономической силе, мощи, богатстве, уровне развития культуры. Имидж города создается обликом людей, которые ходят по нему.

Под образом города мы понимаем, прежде всего, репрезентацию городского пространства (физического, социального, культурного, языкового, информационного и др.) в сознании индивида или социальной группы; сложную конструкцию, состоящую из элементов двух типов: образов и понятий.

Литература

  1. Акопов Г.В. Проблема сознания в Российской психологии: Учебное пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004 – 206 с.

  2. Андреева Г.М. Психология социального познания учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000. – 288 с.

  3. Бубновская О.В. Исследование взаимосвязи ценностных и смысложизненных ориентаций студенчества. – Система ценностей современного общества. 2012. №25. С.167-173.

  4. Вагин В.В. Городская социология. Учебное пособие для муниципальных управляющих. М.: Московский общественный научный фонд, 2000.

  5. Давыдкина Л.В. Исследование образа города Самары студентов разных

профессиональных групп [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-obraza-goroda-samary-studentov-raznyh-professionalnyh-grupp

  1. Линч К. Образ города / К. Линч – М.: Стройиздат, 1982. – 328 с.

  2. Милевич А.С. Имидж деловой женщины // Научно-практический медицинский журнал. – 2001 (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.medpressa.kuzdrav.ru

  3. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления//Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.1984, №4

  4. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. Теория коммуникаций. /Г.Г. Почепцов М.: «Ваклер», 2001 – 231 с.

  5. Семенова (Иванова) Т.В. Городская ментальность как предмет психологического исследования. - Самара, 2003. – 197 с.

  6. Федоркина А. П., Ромашкина Р. Ф. Проблемы имиджа в контексте социального психоанализа // Имидж госслужбы. М., 1996.

Просмотров работы: 941