ОБРАЗ ГОРОДА КАК КАТЕГОРИЯ ПСИХОЛОГИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБРАЗ ГОРОДА КАК КАТЕГОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На данный момент написано весомое количество работ по теме изучения образа города [1, 5], есть исследования влияния среды на психическое состояние человека [3]. В своём большинстве исследования посвящены теме изучения городской среды; авторы вводят определения и выстраивают концепции, анализируют и систематизируют различные факторы, влияющие на изменения или же на формирование образа города.

Информацию об окружающем мире человек получает при помощи восприятия и ощущения. Возбуждение, которое возникает в органах чувств, не пропадает сразу после исчезновения раздражителя из поля восприятия органов чувств человека, а образует так называемые последовательные образы, которые сохраняются на протяжении какого-то определенного времени. Они могут проявляться случайно или намеренно спустя длительный промежуток времени, прошедший с момента воздействия раздражителя [2]. Такое явление получило название «представление» – процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Это образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств [8].

Можно выделить несколько типов представлений:

  1. Представления памяти – те представления, что возникают на основе непосредственного восприятия предмета, явления в прошлом;

  2. Представления воображения – представления того, чего на самом деле не было. Но так как воображаемые явления и предметы не возникают на пустом месте, то и представления формируются на основе косвенной информации о реальном предмете или явлении при большей или меньшей творческой переработке.

Нужно отметить, что полнота представлений воображения зависит от объема прошлого опыта человека, ведь все представления возникают у человека в результате его практической деятельности и имеют большое значение для всех процессов психики, которые, в свою очередь, обеспечивают познавательную деятельность человека[7].

Категория «представление» весьма близка по смыслу категории «образ», которая в отечественной и зарубежной психологии изучалась и разрабатывалась психологическими школами, которые имели разные взгляды на происхождение, особенности и характеристики образа.

Для зарубежных психологов образ впервые становится предметом глубокого теоретического осмысления в рамках психоаналитического направления. Представители когнитивистского подхода анализируют мысленные образы в контексте фундаментального для этого направления вопроса о принципах и механизмах хранения и воспроизведения информации в памяти. С этой точки зрения образ является одним из основных способов (кодов) хранения информации. Он выполняет функцию медиатора, связующего звена между внутренним миром и миром внешних объектов, облегчающего построение ассоциативных связей и упорядочивающего хранящуюся в памяти информацию.

В концепциях отечественных ученых образ предстает как феномен, порождающий и описывающий психическую реальность. Рассматриваемый в контексте теории отражения образ, с одной стороны, позволяет увидеть специфику процесса отражения на различных уровнях психической организации человека. С другой позиции изучения образ, помещенный в пространство сознания, – это интегральный продукт взаимодействия человека с реальным миром, раскрывающий основные функции психики, ее активное деятельностное начало.

В сознании человека образ города, представляющий собой отпечаток реакций человека на видимую действительность, формируется в отношении всего его окружения. Эти реакции возникают на основании определенных событий, предыдущего опыта, привязанных к данному окружению, к данной городской среде. Отметим, что категория «образ города» находится на стыке интереса психологии, архитектуры, антропологии.

Слово «город» в настоящее время означает нечто большее, чем просто населенный пункт. Это понятие многогранно, и включает в себя разные аспекты, такие как фундамент цивилизации, место образования современной городской культуры, уникальные собрания архитектурных памятников и другие.

Одним из первых исследователей по изучению образа города стал К. Линч, работа которого «Образ города» была издана в США в 1960 г. В ней он пишет: «Всё воспринимается не само по себе, а в отношении к окружению, к связанным с ним цепочкам событий, к памяти о прежнем опыте... У всякого горожанина есть свои ассоциации, связанные с какой-либо частью города, и этот персональный образ пронизан воспоминаниями и значениями» [6].

Также в своей работе К. Линч выделил пять элементов, составляющих содержание образа города: пути, границы или края, районы, узлы и ориентиры.

В последнее время в специальной литературе выражается беспокойство по поводу современной архитектуры городов: города теряют свои уникальные черты, становясь безликими в широком смысле градостроения. Существуют определенные стандарты при застройке городов архитекторами, но это приводит к негативным последствиям, так как новые постройки вторгаются в сложившийся образ города, нарушая его целостность и самобытность («хотели как лучше, получилось как всегда»). При застройке города, как правило, не учитывается городская история (тем более история определенных районов, внутригородских отношений).

И. М. Гревс так определял значение городов в познании исторического прошлого страны: «Города – это и лаборатории, и приемники, хранители культуры, и высшие показатели цивилизованности. В них происходит сгущение культурных процессов, насыщение их результатов... Город – центр, в одно время, культурного притяжения и лучеиспускания, самое яркое и наглядное мерило уровня культуры, а история города прекраснейший путеводитель ее хода и судеб» [4].

Образ города, описываясь через субъективное отношение к городу различных групп населения, представляет собой, прежде всего, представление о городе. Однако при описании образа необходимо учитывать и объективные характеристики состояния и развития города, так как именно посредством отношения к ним у человека и формируется образ города.

Образ города всегда включает в себя три важных компонента: опознаваемость – то уникальное, что выделяет образ среди других; структуру – пространственную или формальную соотнесенность с другими объектами или наблюдателями; и наконец, значение – образ должен нести какое-то эмоциональное или практическое значение для наблюдателя.

Образ города в наше время является одной из важных составляющих успешности того или иного города. В России, к сожалению, существует не так много организаций, работающих на обустройство городской среды для улучшения психологического качества жизни горожан и повышения статуса города, его «комфортности» и интереса к нему.

Вопрос изучения образа города и работы над ним остается актуальным и важным, так как при изучении можно сформировать «идеальный» образ пространства, который будет повышать статус города, комфорт проживания горожан в этом городе, учитывать интересы людей, их запросы и желания, способствовать снятию стресса.

Литература

  1. Абышева, Ю.Ю. Проблема формирования имиджа города: социально-управленческий аспект. – Н. Новгород, 2005. С. 105, 117, 120-121.

  2. Березина Т.Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности. – М.:1998. – с 13-26.

  3. Бубновская О.В., Иванченко А.А. Психо-дизайн как инструмент оптимизации психических состояний личности в пожилом возрасте. – Казанская наука. 2012. №6. С.221-224.

  4. Гревс, М. Монументальный город и исторические экскурсии. -Р- «Экскурсионное дело». Под ред. проф. И. И. Полянского и акад. В.М. Шимкевича, Петроград. 1921.

  5. Дмитриевская Н. Ф. Образ города как социальный феномен. – СПб., 1999. С.18.

  6. Линч, К. Образ города / К. Линч – М.: Стройиздат,1982. – 328 с.

  7. Маклаков А. Г. Общая психология/ А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2001. – 532 с.

  8. Щербатых, Ю.В. Общая психология в схемах и таблицах/ Ю.В. Щербатых. – СПб: Питер, 2000. - 712 с.

Просмотров работы: 224