Мотивами обучения в ВУЗе могут являться стремление получения знаний как таковых, приобретения профессиональных знаний, стремление к творческой реализации, получение документа об образовании, желание продолжать находиться в кругу сверстников, мотивы достижения, социальные мотивы и др., могут «конфликтовать» друг с другом [1].
По мнению исследователей (А.Н. Печников, Г.А. Мухина и др.), ведущими учебными мотивами у студентов являются «профессиональные» и «личного престижа», менее значимы «прагматические» (получение диплома) и «познавательные» [4].
П.М. Якобсон предложил классификацию, согласно которой мотивация учебной деятельности может быть разделена на внутренние мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы [4].
С.А. Пакулина и С.М. Кетько считают, что внешняя и внутренняя мотивация учебной деятельности может подразделяться на мотивы поступления в ВУЗ, мотивы учения и профессиональные мотивы.
В.А. Якунин разделил цели обучения и цели учения. Первые задаются извне и выявляют общественные запросы и ценности, которые по отношению к студентам являются внешними. Вторые определяются индивидуальными потребностями, сформировавшимися на основании их предшествующего опыта [9].
А.И. Гибос выделил ряд факторов, способствующих формированию у студентов положительной учебной мотивации. К этим условиям можно отнести: осознание цели обучения, осознание теоретической и практической значимости знаний, форма изложения учебного материала, профессиональная направленность учебной деятельности, возможность творческой самореализации и др. [4].
Все мотиваторы могут находиться в различных соотношениях друг с другом и иметь различное влияние на учебную деятельность. Полное представление о мотивах учебной деятельности можно получить, только выявив значимость для каждого учащегося всех этих компонентов сложной мотивационной структуры.
Исследователи уже не сомневаются в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Известно, что «сильные» и «слабые» учащиеся отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по уровню мотивации учебной деятельности. Недостаток способностей может восполняться развитием мотивационной сферы, и тогда учащийся добивается значительных успехов в учебной деятельности [2, 5].
В данной работе целью исследования является выявление и анализ взаимосвязи мотивации учебной деятельности и успеваемости студентов психологов ВГУЭС.
Предметом исследования выступает мотивационный комплекс личности (выявление наиболее значимых мотивов учебной деятельности).
В качестве объекта исследования выступили студенты-психологи ВГУЭС.
На сегодняшний день, количество студентов Института очного обучения направления «Психология» составляет - 96 человек (их них, 17 % юноши и 83 % девушки) в возрасте 18-22 года. Исследования проводились на всех курсах Института очного обучения. В исследовании приняли участие 67 человек (20% юноши и 80 % девушки).
Задачи исследования:
Выявить структуру мотивации учебной деятельности студентов;
Проанализировать успеваемость студентов;
Проверить гипотезу о том, что ведущими учебными мотивами у студентов являются «профессиональные» и «познавательные»;
Подтвердить или опровергнуть предположение о том, что более значимой является внутренняя мотивация.
В качестве методов исследования использовались методики: «Мотивация обучения в ВУЗе» (МОВВУЗ), автор Т.И. Ильина; «Диагностика учебной мотивации студентов» (ДУМС), авторы А.А. Реан, В.А. Якунин; «Мотивация учения студентов ВУЗа» (МУС ВУЗ), авторы С.А. Пакулина, С.М. Кетько, «Влияние на позицию и мотивация личности» (ВПМЛ), «Мотивы выбора профессии» (МВП), автор Р.В. Овчарова [6, 8].
Результаты тестирования приведены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты тестирования мотивации студентов-психологов
Мотивационный комплекс личности |
1 курс |
2 курс |
3 курс |
4 курс |
Ср.значение |
МОВВУЗ |
|||||
Приобретение знаний |
7,43 |
6,78 |
7,62 |
9,96 |
7,95 |
Овладение профессией |
5,63 |
6,40 |
6,00 |
5,21 |
5,53 |
Получение диплома |
5,54 |
6,05 |
6,00 |
6,90 |
6,12 |
ДУМС |
|||||
Учебно-познавательные мотивы |
3,45 |
3,38 |
3,52 |
3,06 |
3,35 |
Профессиональные мотивы |
4,08 |
3,58 |
4,08 |
3,90 |
3,91 |
Мотивы творческой самореализации |
3,60 |
3,70 |
4,00 |
3,30 |
3,65 |
Мотивы избегания |
2,30 |
2,08 |
2,16 |
1,90 |
2,11 |
Коммуникативные мотивы |
3,54 |
3,34 |
3,58 |
3,53 |
3,50 |
Мотивы престижа |
2,79 |
2,57 |
2,54 |
2,50 |
2,60 |
Социальные мотивы |
3,41 |
3,09 |
2,89 |
3,02 |
3,10 |
МУС ВУЗ |
|||||
Мотивы поступления в ВУЗ |
33,33 |
33,66 |
31,47 |
30,40 |
32,22 |
Мотивы учения |
41,56 |
39,99 |
38,87 |
41,48 |
40,47 |
Профессиональные мотивы |
45,75 |
43,05 |
37,94 |
43,93 |
42,67 |
МУС ВУЗ (внутр-внеш) |
|||||
Внутренняя мотивация |
63,70 |
58,25 |
56,73 |
61,00 |
59,92 |
Внешняя мотивация |
57,67 |
58,45 |
51,54 |
54,80 |
55,61 |
ВПМЛ |
|||||
Внутренняя мотивация |
55,42 |
54,05 |
53,77 |
57,70 |
55,23 |
Внешняя мотивация |
42,92 |
51,55 |
49,38 |
53,70 |
51,14 |
МВП |
|||||
Внутренняя мотивация |
34,67 |
31,95 |
32,15 |
36,80 |
33,89 |
Внешняя мотивация |
25,00 |
24,50 |
22,92 |
26,50 |
24,73 |
Результаты успеваемости приведены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты успеваемости студентов психологов
Курсы |
Общая успеваемость курса (в %) |
Успеваемость по проф.предметам (в %) |
Средний балл общей успеваемости |
Средний балл успеваемости по проф. предметам |
|||||||||
«5» |
«4» |
«3» |
Не аттестовано |
«5» |
«4» |
«3» |
Не аттестовано |
||||||
2 курс |
0 |
41 |
48 |
11 |
4 |
59 |
30 |
7 |
73,15 |
75,82 |
|||
3 курс |
7 |
73 |
20 |
0 |
20 |
60 |
20 |
0 |
81,30 |
82,52 |
|||
4 курс |
13 |
37 |
44 |
6 |
20 |
37 |
37 |
6 |
76,37 |
77,63 |
|||
Среднее значение |
7 |
50 |
37 |
6 |
15 |
52 |
29 |
4 |
76,94 |
78,66 |
Основным методом обработки информации был выбран метод ранговой корреляции Спирмена [7].
Результаты корреляционного анализа представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3. Значение коэффициента корреляции мотивации и общей успеваемости студентов
Мотивационный комплекс личности |
Значения коэффициента корреляции |
|||
2 курс |
3 курс |
4 курс |
ср значение |
|
МОВВУЗ |
||||
Приобретение знаний |
-0,14 |
-0,15 |
-0,33 |
-0,13 |
Овладение профессией |
-0,17 |
0,41 |
-0,20 |
0 |
Получение диплома |
0,43 |
0,14 |
-0,31 |
0,07 |
ДУМС |
||||
Учебно-познавательные мотивы |
0,50 |
0,34 |
0,86 |
0,49 |
Профессиональные мотивы |
0,44 |
0,44 |
0,83 |
0,60 |
Мотивы творческой самореализации |
0,44 |
-0,07 |
0,29 |
0,27 |
Мотивы избегания |
0,04 |
-0,34 |
0,26 |
-0,05 |
Коммуникативные мотивы |
0,38 |
0,28 |
0,56 |
0,28 |
Мотивы престижа |
0,44 |
0,25 |
0,32 |
0,35 |
Социальные мотивы |
0,42 |
0,09 |
0,23 |
|
МУС ВУЗ |
||||
Мотивы поступления в ВУЗ |
0,45 |
-0,21 |
0,16 |
0,08 |
Мотивы учения |
0,49 |
0,59 |
0,90 |
0,54 |
Профессиональные мотивы |
0,40 |
0,58 |
0,73 |
0,41 |
МУС ВУЗ (внутр-внеш) |
||||
Внутренняя мотивация |
0,54 |
0,58 |
0,70 |
0,49 |
Внешняя мотивация |
0,45 |
0,24 |
0,73 |
0,33 |
ВПМЛ |
||||
Внутренняя мотивация |
-0,07 |
0,53 |
0,43 |
0,25 |
Внешняя мотивация |
0,07 |
-0,29 |
0,52 |
0 |
МВП |
||||
Внутренняя мотивация |
0,16 |
0,31 |
-0,22 |
0,13 |
Внешняя мотивация |
-0,12 |
-0,35 |
-0,27 |
-0,25 |
Таблица 4. Значение коэффициента корреляции мотивации и успеваемости по проф.предметам
Мотивационный комплекс личности |
Значения коэффициента корреляции |
|||
2 курс |
3 курс |
4 курс |
ср значение |
|
МОВВУЗ |
||||
Приобретение знаний |
-0,18 |
-0,16 |
-0,35 |
-0,18 |
Овладение профессией |
-0,01 |
0,34 |
-0,25 |
0 |
Получение диплома |
0,24 |
0,11 |
-0,22 |
0,07 |
ДУМС |
||||
Учебно-познавательные мотивы |
0,44 |
0,39 |
0,86 |
0,49 |
Профессиональные мотивы |
0,60 |
0,49 |
0,84 |
0,60 |
Мотивы творческой самореализации |
0,48 |
-0,02 |
0,30 |
0,27 |
Мотивы избегания |
-0,09 |
-0,26 |
0,26 |
-0,05 |
Коммуникативные мотивы |
0,26 |
0,35 |
0,31 |
0,28 |
Мотивы престижа |
0,25 |
0,32 |
0,54 |
0,35 |
Социальные мотивы |
0,31 |
0,12 |
0,32 |
0,23 |
МУС ВУЗ |
||||
Мотивы поступления в ВУЗ |
0,27 |
-0,17 |
0,20 |
0,08 |
Мотивы учения |
0,32 |
0,68 |
0,89 |
0,54 |
Профессиональные мотивы |
0,23 |
0,61 |
0,73 |
0,41 |
МУС ВУЗ (внутр-внеш) |
||||
Внутренняя мотивация |
0,36 |
0,63 |
0,73 |
0,49 |
Внешняя мотивация |
0,24 |
0,32 |
0,70 |
0,33 |
ВПМЛ |
||||
Внутренняя мотивация |
-0,02 |
0,50 |
0,46 |
0,25 |
Внешняя мотивация |
0,02 |
-0,29 |
0,53 |
0 |
МВП |
||||
Внутренняя мотивация |
0,20 |
0,28 |
-0,15 |
0,13 |
Внешняя мотивация |
-0,25 |
-0,31 |
-0,22 |
-0,25 |
В результате проведенных исследований было выявлено:
По тесту «Мотивация обучения в ВУЗе» у всех студентов преобладает мотив приобретения знаний. К четвертому курсу увеличивается значимость мотива получения диплома. Наименьшее значение имеет мотив профессиональный.
В «Диагностике учебной мотивации студентов» у учащихся преобладают профессиональные мотивы. Высокое значение имеют мотивы творческой самореализации, коммуникативные мотивы и учебно-познавательные. Наименьшее значение имеют мотивы избегания и мотивы престижа.
По методике «Мотивация учения студентов ВУЗа» наиболее значимыми оказались профессиональные мотивы. Наименее значимыми – мотивы поступления в ВУЗ.
У всех студентов-психологов и по всем тестам внутренняя мотивация преобладает над внешней.
Учебная успеваемость студентов ВУЗа является критерием их успешности. Она выражается в баллах и отражает уровень учебных достижений. Учебная успеваемость студентов первокурсников не рассматривалась, так как ее еще просто нет.
Анализ результатов успеваемости показал, что средний балл студентов очников – 77, что соответствует оценке «4». Среди студентов 2, 3 и 4 курсов на «5» учится 7 %, на «4» - 50 %, на «3» - 37%, неуспевающих - 6 %. Наиболее успешно учится 3 курс (80 % «отличников» и «хорошистов», 20 % учится «удовлетворительно», неуспевающих – нет). Разница между средним баллом общей успеваемости и успеваемости по проф. предметам незначительная и составила лишь 2 %.
Наглядно успеваемость студентов-психологов представлена на диаграмме.
Математическая обработка результатов исследования дала возможность выявить взаимосвязь мотивации и успеваемости студентов-психологов 2, 3 и 4 курсов.
В «Диагностике учебной мотивации студентов» выявлена высокая значимая корреляция между профессиональными мотивами и успеваемостью. По результатам тестирования профессиональные мотивы стоят на первом месте. Выявлена высокая значимая корреляция между учебно-познавательными мотивами и успеваемостью, хотя по результатам тестирования учебно-познавательные мотивы по значимости оказались лишь на четвертом месте. Выявлена значимая корреляция между мотивами престижа и успеваемостью, хотя мотивы престижа не являются значимыми по результатам тестирования.
По методике «Мотивация учения студентов ВУЗа» выявлена высокая значимая корреляция между профессиональными мотивами, мотивами учения и успеваемостью, что подтверждается результатами тестирования.
Выявлена высокая корреляция между внутренней мотивацией и успеваемостью по тесту «Мотивация учения студентов ВУЗа».
Выявлена корреляция между внутренней мотивацией и успеваемостью по тестам «Влияние на позицию и мотивация личности» и «Мотивы выбора профессии».
Не выявлена взаимосвязь мотивации и успеваемости по методике «Мотивация обучения в ВУЗе» (значение коэффициента корреляции не попало в зону значимости).
Анализируя результаты корреляционного анализа по курсам можно сказать, что у студентов 3 и 4 курсов в структуру мотивационного комплекса вошли профессиональные и учебно-познавательные мотивы с преобладанием внутренней мотивации.
У студентов 2 курса в структуру мотивационного комплекса вошли учебно-познавательные и профессиональные мотивы, мотивы творческой самореализации, мотивы престижа и поступления в ВУЗ, с преобладанием внутренней мотивации.
Результаты проведенных исследований подтвердили гипотезу о том, что профессиональные и познавательные мотивы являются значимыми и могут оказывать влияние на успеваемость. Подтвердилась и гипотеза, что наиболее значимой для студентов-психологов является внутренняя мотивация. Выявлена ее взаимосвязь с успеваемостью.
Литература
Бубновская О.В. Потребностная обусловленность внутриличностного конфликта в юношеском возрасте. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2005.
Влияние мотивации на успешность учебной деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://1scola.ru/112-vliyanie-motivacii-na-uspeshnost-uchebnoj-deyatelnosti.html
Данилова И.В. Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и успеваемости (на примере студентов-психологов ВГУЭС) // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3. – С. 405-407
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2011. –512 с. – с. 253-269.
Логинов О.Н., Мусафирова Е.Н. Влияние мотивации на успеваемость студентов ВУЗа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-uchebnoy-motivatsii-na-uspevaemost-studentov-vuza
Полякова О.Б. Общий психологический практикум: сборник диагностических процедур. Ч. IV: Индивидуально-психологические особенности личности: в 2 т. Т. 2: Мотивационно-потребностная сфера. Способности. Самооценка, уровень притязаний / О.Б. Полякова. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. – 448 с.
Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь. 2010. – 350.
Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика взрослых. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2015. – 704 с.
Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2000. – 349 с. – с. 130-145, 151-163.