ЛЕКЦИЯ-БЕСЕДА КАК МЕТОД РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТУДЕНЧЕСКОГО АКТИВА УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЛЕКЦИЯ-БЕСЕДА КАК МЕТОД РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТУДЕНЧЕСКОГО АКТИВА УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Студенческий актив – это особая форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленная на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности.

Первой и главной проблемой работы студенческих организаций является постоянная «текучка» кадров. Это неизбежный процесс, связанный с ограниченностью времени обучения и выпуском студентов-активистов из стен вуза. В силу различных обстоятельств наработки нескольких лет теряются вместе с уходящими кадрами, не оставляя последующей команде ни единого шанса на восстановление утерянной информации.

Поэтому существует потребность в быстром развитии компетенций студенческого актива как резерва студенческой организации, обеспечении общего понимания проблем и особенностей проведения мероприятий в университете [1].

Лекция является одной из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное изложение лектором определенного раздела конкретной дисциплины. Лекции различаются по своему построению, приемам изложения материала, характеру обобщений и выводов.

Лекция-беседа характеризуется высокой эмоциональностью, доверительным тоном лектора, когда он вовлекает студенческую аудиторию в совместное размышление над научными истинами. Диалог с аудиторией – наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения слушателей в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Как правило, в лекции-беседе рассказывают занимательные истории, подбирают запоминающиеся примеры.

Выбор вида лекции зависит от предмета лекции, темы и ее структуры. Есть темы, которые требуют только академической лекции и не допускают лекцию-беседу. Выбор стиля зависит и от аудитории студентов, какие науки изучали студенты и какие изучают параллельно, их подготовленность к восприятию лекции.

Выбор вида лекции зависит и от ее назначения. Смешивать разные стили или разные виды лекции (например, сочетать академическую и популярную лекции или аналитическую - с лекцией-беседой) в одной не следует, так как от этого может снизиться качество лекции, а главное - нарушиться контакт с аудиторией. К тому же, при смене стилей студентам трудно приспособиться к лектору [2].

Лекция-беседа, как и любая другая лекция, состоит из трех основных частей: вступления, изложения и заключения.

Вступление призвано заинтересовать и настроить аудиторию на слушание лекции, поэтому надо начать с главной и ведущей мысли, которая затем займет центральное место.

Изложение – это основная часть лекции, в которой реализуется вся тема. Вбирая в себя весь фактический материал, его анализ и оценки, центральная часть лекции воплощает ее идеи и раскрывает теоретические положения. В ходе изложения используются все формы и способы суждения, аргументации и доказательств. Имеет значение ораторский стиль.

Заключение имеет целью обобщить в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное творение, а также направить дальнейшую самостоятельную работу студентов, заложить основу для следующих лекций.

Лекцию-беседу не следует загромождать цитатами. Как правило, слушатели лучше усваивают те теоретические абстракции, которые имеют практическое применение. Цифры должны приводиться с большим ограничением – они также плохо воспринимаются аудиторией [3].

Ввиду специфики лекции-беседы особое внимание следует уделить таким аспектам, как:

- помещение, в котором проводится лекция. Оно должно быть просторным, светлым, с достаточным количеством сидячих мест для комфортного размещения всех желающих слушателей, в идеальном варианте – аудитория «амфитеатр». Для установления максимально доверительной атмосферы с участниками не рекомендуется использовать микрофон, а значит, в помещении должна быть хорошая акустическая система;

- расположение лектора. Ему не стоит садиться за стол или «прятаться» за тумбу. Если стоять перед аудиторией сложно или неудобно с точки зрения геометрии помещения – нужно поставить высокий (или обычный) стул чуть сбоку от центра аудитории. На него всегда можно облокотиться, создавая непринужденность обстановки и давая лектору некоторый отдых;

- внешний вид лекторане должен быть слишком формальным. Для лекции-беседы едва ли подойдут костюм «тройка», галстук, юбки и рубашки офисного типа. Однако нельзя переусердствоватьс простотой. Лектор должен не только задавать непринужденную атмосферу лекции, но и вызывать уважение участников лекции;

- речь лектора. Темп речи и ее громкость напрямую зависят от темы лекции, акустических особенностей аудитории,от фактов и примеров, о которых говорит лектор. Лектору нужно быть естественным и обеспечить всем слушателям комфортное участие;

-ответы на вопросы участников должны быть краткими. Идеальный вариант – 2-3 предложения по существу вопроса и пример подобного случая из практики.

Лекция-беседа – это наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения слушателей в учебный процесс. Она предполагает максимальное включение присутствующих в интенсивную беседу с лектором путем умелого применения диалога. В этом случае средствами активизации выступают отдельные вопросы к аудитории, организация дискуссии.

Преимущество этой формы перед обычнойакадемической лекцией состоит в том, что она привлекает внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определяет содержание, методы и темп изложения материала с учетом особенностей аудитории.

Недостаток же заключается в снижении эффективности этого метода в условиях группового обучения вследствие невозможности вовлечь в обмен мнениямикаждого слушателя.

Однако используя приемы, приведенные ниже, возможно обеспечить активное участие примерно 80% слушателей в лекции-беседе.

1. Вопросы к аудитории в начале лекции-беседы и по ходу ее проведения, предназначенные для выяснения мнений и уровня осведомленности слушателей по рассматриваемой проблеме, степени их готовности к восприятию последующего материала.Вопросы адресуются ко всей аудитории. Слушатели могут отвечать с мест после поднятия руки. Продумывая ответ на заданный вопрос, участники лекции-беседы самостоятельно приходят к тем выводам и обобщениям, которые должны быть донесены преподавателем, что в свою очередь повышает их интерес к материалу.При такой форме важно следить за тем, чтобы вопросы не оставались без ответов, иначе они будут носить риторический характер и не обеспечат достаточной активизации мышления слушателей. В случаях, когда с ответом на вопрос у аудитории возникали сложности – необходимо сформировать уточняющие вопросы с применением примеров из практической деятельности.

Во время лекции-беседы, например, посвященной организации массовых мероприятий в УрФУлогично задавать вопросы об участии слушателей в масштабных проектах университета, о положительных и отрицательных моментах этих проектов с точки зрения участников, о понимании концепции и целей, новизны и уникальности и т.д.Таким образом, слушатели погружаются в детали подготовки масштабных мероприятий, знакомятся с их особенностями и недостатками, а также дают ценную обратную связь для организаторов.

2. Приглашение к коллективному исследованию – беглая «мозговая атака».Например, предложить слушателям совместно сформулировать план подготовки массового мероприятия институтского масштаба. Таким образом, представляется возможным не только сообщить слушателям полезную информацию, но и погрузить их в разработку данного мероприятия.

Изучая обратную связь от участников подобных лекций-бесед, были выявлены следующие недочеты:

  1. Недостаточное количество времени на проведение лекции и вопросы от аудитории;

  2. Недостаточная углубленность в изучение нормативных документов;

  3. Среди участников лекции-беседы были студенты, которые уже принимали участие в организации мероприятий, и часть материала была им знакома;

  4. Время лекции совпадало со временем учебных занятий и некоторые студенты не смогли присутствовать по этой причине;

Исходя из вышеперечисленного, следует обозначить пути совершенствования подобных лекций:

  1. Увеличение числа времени лекции-беседы с полутора до двух часов;

  2. Более детальный разбор нормативных документов с аудиторией, предоставление информации о размещении нормативных документов на информационных ресурсах;

  3. Использование в лекции-беседе информации, которая будет новой и полезной даже для «продвинутых» организаторов;

  4. Перенос лекции-беседы на более позднее время, что позволит всем желающим посетить занятие.

Таким образом, приняв во внимание отзывы участников лекции-беседы, а также применив в последующем предложенные пути совершенствования, можно сделать вывод о том, что подобные лекции-беседы могут стать мощным инструментом для работы со студентами-активистами и создания резерва Профсоюзного актива УрФУ.

Литература

  1. Ткаченко Н.В. О некоторых аспектах деятельности профсоюзной организации студентов / Н.В. Ткаченко // VIII Международная студенческая электронная конференция «Студенческий научный форум-2016», раздел «Педагогические науки», секция «Актуальные вопросы подготовки кадров для сферы обслуживания», 5 с., 70 кб. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/1723/20281 (дата обращения: 08.12.2016).

  2. Нетрадиционные виды лекций, их особенности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/netradicionnye-vidy-lekcii-osobennosti-ix-organizacii-i-provedeniya-page-8.html (дата обращения: 02.11.2016).

  3. Методика чтения лекций. - В кн.: Методика преподавания юридических дисциплин/ Под ред. М.К. Треушникова. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 205 с.

Просмотров работы: 287